Северно-Корейская морковка для Украины

«Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить» Вольтер

Нескучная политическая неделя выдалась в Украине. Украинских чиновников и парламентариев вдруг обуяло несвойственное им желание поработать. На этот раз, что ни день – новый законопроект, а точнее - новый запрет. Причем в этот раз количество и качество запретов удивило всех – от представителей Госдепартамента США, до скромных старушек городских окраин.

Фото: EPA/UPG

Жертвой рвения украинских элит неожиданно стали социальные сети – «Одноклассники», «Вконтакте», Мейл-ру и прочие. Затем на заклание попала пресловутая «Гвардейская лента», ну, и уже размявшись, взялись за ограничение деятельности религиозных организаций… Такой вот наборчик юного диктатора.   

Больше всего порадовали разъяснения штатных говорунов. Мол, через эти сайты/структуры/ленты враги и шпионы обрабатывают девственные мозги наших сограждан.  Мотивация власти удивительна – украинцы, в своей массе воспринимаются почему-то неразумными дитятями. Скажем, неосознанно признаваясь бывшей однокласснице в нержавеющей привязанности, могут нечаянно выдать государственную тайну, которой обязательно воспользуются враги и тут же нагадят Украине.

Фигурально выражаясь, пора запретить ножи, потому что ими могут зарезать, и щипцы, потому что ими могут защипать. Но возникает логичный вопрос - как в таком случае это все совместить с соблюдением прав и свобод граждан без пяти минут европейской державы? Ведь их нарушение явно не вписывается в концепцию демократической страны, чем бы они не объяснялись. И об этом тут же намекнули и в Госдепе, и в ряде посольств.  Запрет российских сайтов не может быть объяснён логически.

К примеру - почему именно сейчас, через три года? Почему именно эти социальные сети, ведь российских Интернет-ресурсов в Украине намного больше. Почему, например, до сих пор не запретили российские компьютерные игры с явно идеологической подоплекой? И если вы запрещаете социальные сети из опасения, что там находится «неправильная» информация, то следует запретить любые социальные сети, да-да - «фейсбук» и «ютьюб» в том числе. Там тоже полно неправильной с точки зрения государства информации. И, собственно, что последует дальше - Вайбер? Телеграмм? Такими шагами мы постепенно дойдем и до изъятия радиоприемников. Помните, как в СССР люди тайно слушали запрещенный «Голос Америки». Ага. Причем мотивация представителей власти была точно та же, что и сейчас – вредные идеи врага могут негативно подействовать на неокрепшие умы граждан.  

Но ладно Интернет. Но тут же походя впервые за четверть века решили поработать и с церковью. А это уже вообще средневековье. В законе №4511 предлагается, цитирую «установить согласования кандидатур, назначаемых к руководству религиозных организаций на центральном и региональном уровне с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии, предлагается в обязательном порядке согласовывать с государственным органом, осуществившим регистрацию устава, приглашение иностранных граждан для проведения проповеднической деятельности на территории Украины и др…» Вот так вот!  Мне всегда казалось, что это аксиома - свобода вероисповедания не может регулироваться запретами. Неужели кому-то захотелось бы, чтобы государство назначало исповедника или раввина. Ведь, согласитесь, рекомендованный исповедник – практически, следователь, а назначенный раввин – сильно смахивает на старого доброго секретаря парткома ...

Особенно это все становится сюрреалистическим, если вспомнить, что в Украине церковь официально отделена от государства. А права и свободы гарантированы Конституцией, которую пока еще не принесли в жертву всеобъемлющей антитеррористической операции. Тут кстати все понятно, если государственный аппарат считает своих граждан за детей малых, причем слегонца дурноватых, способных без повода сунуть палец в розетку, то и в кошки-мышки с ними играть намного легче. Типа неофициально у нас война, а официально - АТО. Неофициально почти диктатура, а официально – строим европейскую демократию.

Но все же совсем не так. Украинцы вполне себе разумный и свободолюбивый народ. Революцию два раза за десять лет провели. Их болтовней не проведешь. Да и в случае чего – в сарае вилы наготове почти у каждого… Да и в Европе, и за океаном, раскрытые от удивления глаза тоже уже протерли. Им сказки о «последнем бастионе» и «останней баррикаде» тоже уже немного надоели. Для них давно уже важнейший идеал – это гражданские права и свободы. Ради него (все как сказал Вольтер) они готовы на многие проблемы.  Так Европа не борется с сетевым исламом, не торопится ограничивать социальные сети даже радикальных исламистов, не блокирует группы и сообщества и тех, кто пытается воздействовать на электоральный выбор европейцев. Тоже самое и в США, например, в Facebook действует закрытая группа «Сообщи об антиисламских страницах» с более чем 11 тысячами участников. Возглавляемая выходцами из Пакистана, она собирает данные об всех пользователях и группах, кто, по ее мнению, ведет антиисламскую политику и делает все, чтобы заблокировать их деятельность.

Так, в начале мая они засыпали письмами администрацию соцсети и Facebook заблокировал группу «Республика атеистов», в которой 1,6 млн. участников. Никто их за это не запретил и не заблокировал. Более того федеральный суд США официально запретил провайдерам блокировать любые сайты и поддержал идею сетевой нейтральности. Это решение высшей судебной инстанции США установило концепцию сетевой нейтральности, принцип открытого интернета. Видимо у США нет врагов, поэтому и запреты не нужны. Но это не так… Просто там понимают, что методом запретов, тем более трудноконтролируемых запретов ситуацию не исправить.  Там вместо вахтерской логики «не пущать», создают ведомство, которое будет противодействовать российской и китайской пропаганде, путём поощрения свободного потока правдивой информации. В их задачи входит «синхронизация и координация федерального правительства по распознаванию, пониманию, разоблачению и противодействию зарубежной государственной и негосударственной пропаганде и дезинформации, направленных на подрыв интересов национальной безопасности США». Ау, министерство информационной политики Украины. Не оно ли должно этим заниматься. Но как оно может с этим справиться, если им с трудом хватает денег на «скрепки».

Интересно теперь, сколько денег будет выделено на контроль запрета и на технологию блокировки сайтов… Все понимают, что в условиях, когда все эти блокировки можно обойти, запрет выглядит особенно глупо. Значит где то-то уже денежки заготовили. А может лучше эти финансы использовать на продвижение собственных идей, чем на запрет чужих. Или кто-то так боится собственного народа и не доверяет ему, что понимает, только железный занавес спасет от неудобной информации. Где-то я это уже слышал. Увы!

Итак, власти не могут обосновать ни необходимость запрета на сайты, ни ее эффективность, а возможность обхода предполагаемых блокировок превращает саму эту позицию в абсурд. Ну, а в «сухом остатке» остаются просто демонстрация показательной жесткости, агрессивная риторика и, действия в которых эмоции, мягко говоря, преобладают над разумом. Самое во всем этом удивительное, что правящая элита игнорирует таким образом реальную опасность социального взрыва.  Ведь, как показывает практика других стран, запреты часто вызывают глубокий социальный кризис. Почему государство не хочет думать о комфорте своих граждан - ни в лингвистическом отношении, ни в социальных сетях, ни в церкви – остается загадкой. Вызывающий патернализм. Мы спасём «неразумных» от плохой церкви, от опасных социальных сетей, да еще и заставим их говорить на государственном языке. Осталось только привязать к земле и лишить паспортов. Вот тогда точно, обо всем подумает пан. Правда, становиться непонятным, зачем крепостным безвиз с ЕС.

Нам важно понять откуда взялся этот запретительный запал. Мое мнение - серия этих странных законов родилась от альянса Порошенко и силовиков. Чем больше у них будет власти, тем больше они будут нагнетать ситуацию. Силовики особенно сильны (извините за тавтологию) только когда кто-то очень боится за свою безопасность. Сторожу дают новое ружьё, только если он пугает обывателей ворами. А если реальной угрозы нет, ее стоит придумать, а дальше нагнетать и регулярно пугать – за каждым кустом прячется враг и шпион! Тогда логичным становится передел бюджета в пользу армии и силовых структур. Объяснимой их бессмысленное существование.  А то, что урезали кусок «социалки» – дело привычное. Украинский народ сильный, украинский народ потерпит, ему пояс затягивать не в первой.  Опасаюсь только одного, а вдруг фантазия дальше разыграется. И кто-то с очень большими властными полномочиями решит, что украинцам угрожают клещи. А значит самое время вырубить леса, чтоб негде клещам было жить. Ну, а что - тоже опасность... вдруг во враждебном заграничье начнут клещей разводить и забрасывать в украинские леса. А мы хоп - и на упреждение. И нет лесов. Зато денег полные карманы. Лес-то продать можно. А народу очередную байку про опасности и злой умысел. А чтоб дальше отвлечь от реалий новую морковку перед носом повесить послаще, да поострее. Похоже по северно-корейскому рецептику.

Ну, и последнее. Когда власть начинает слабеть, терять доверие народа, уступать свои позиции - велик соблазн подкрепить свое правление силовиками, армией, диктатом и запретами. Чем это заканчивается известно.   Чем больше запретов, тем слабее власть, тем ближе становится очередная революция. Будет очень обидно, если подобное вновь произойдет в Украине. Впрочем, еще не поздно остановиться и одуматься. Ведь по-настоящему европейское государство базируется отнюдь не на запретах, а на свободах своих граждан. Сознательных патриотов, в хорошем смысле слова, думающих о благе и заботящихся будущем своей страны, каждый на своем месте. Снять запреты может только очень сильное правительство, готовое признать, что взрослый человек имеет право сам решать, что ему делать со своим телом, мозгами, имуществом и душой. Это вопрос его мировоззрения, воспитания, знаний, ценностей и совести, в конце концов.

Альберт Фельдман Альберт Фельдман , Директор украино-израильского института стратегических исследований имени Голды Меир
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram