Уничтожение одних украинцев другими - прекрасный повод поговорить о единстве

Когда-то это должно было случиться. Разнузданная ультранационалистическая пропаганда не может закончиться иначе. Все закономерно... 17 мая 2018 года депутаты Киевсовета приняли решение о праздновании (вы не ошиблись, именно праздновании!!!) 29 мая 250-летия Колиивщины. За соответствующее решение проголосовали 83 человека.

Годовщину Колиивщины будут отмечать 29 мая.

Согласно решению, автором проекта которого является Юрий Сиротюк (фракция ВО “Свобода”), Киевская горгосадминистрация (КГГА) совместно с РГА должны организовать тематические информационные, учебно-воспитательные, культурно-художественные и другие мероприятия в учебных заведениях. Судя по контексту постановления, ни о каких попытках осмыслить эту трагедию и оценить ужасающие последствия восстания гайдамаков речи не идёт. Будем праздновать, и точка. Может быть, даже театрализованный погром устроят... Кто знает.

Тут два варианта. Либо депутаты Киевсовета во главе с мэром вообще не понимают, за что они голосуют, либо, наоборот, намеренно игнорируют трагичность этих событий. В первом случае они неучи, во втором - пособники кровавых садистов и грабителей.

Напомним, восстание крестьян и казаков против Речи Посполитой, известное как Колиивщина, произошло 250 лет назад - в 1768 году - на Правобережной Украине. «Героями» сопротивления польской власти стали гайдамаки, буквальный перевод с турецкого - грабители или угонщики скота. Отряды гайдамаков состояли в основном из беглых крепостных, укрывавшихся от своих помещиков в степях Приднепровья. К ним присоединялись городская беднота, обедневшая украинская шляхта, низшее православное духовенство, бежавшие из России старообрядцы. Появившись примерно в 1710-е, гайдамаки вначале боролись против местной шляхты и католического духовенства. Но очень скоро их гнев обрушился на еврейское население этих краев.

Так как основной методикой протеста был обычный разбой, гайдамаки нападали на проезжих купцов, на небольшие поселки (главным образом на живших там евреев-арендаторов) и на еврейские местечки, лишенные какой-либо защиты, грабили, насиловали, убивали. В годы подъема движения (1734, 1750, 1768) крупные отряды гайдамаков совершали набеги даже на хорошо укрепленные города, что обычно влекло за собой значительное число жертв среди еврейского населения. Гайдамаки устроили резню евреев в ряде городов в 1738 и 1742 годах. Особой жестокостью отличались погромы в Виннице и Володарке в 1750 году. Но все эти бедствия несравнимы с беспримерной по масштабам всеобщей резней, учиненной гайдамаками в ходе самого крупного их мятежа в 1768 году в Умани, в результате которой погибло около 20 тыс. жителей Умани - евреев, поляков, русин-униатов, старообрядцев и армян.

Злодеяния гайдамаков запечатлены во многих произведениях еврейского фольклора (песни, плачи и т. п.) и в хрониках, а также нашли отражение в респонсах и пинкасах.

Показательно, что в конечном итоге пролившиеся реки крови и безудержная жестокость остро были восприняты и самими виновниками уманской резни. Многие из них после возвращения к нормальному состоянию не смогли поверить, что совершили эти злодеяния. А многие православные священники отказывались исповедовать убийц, предрекая им расплату на Страшном суде. Усугубилась ситуация и тем, что в руки гайдамаков попали довольно большие средства, а также съестные припасы и алкоголь, что привело к массовым боям за добычу, запоям и гуляниям. Эта вакханалия и стала, по сути, концом восстания. После известий о выступлении в поход запорожцев, среди которых было много старообрядцев, гайдамаки испугались, что те отомстят им за убитых, поэтому повстанческие отряды быстро разошлись по домам. Те же, кто не бежал из этих банд, горько пожалели. Этот последний наиболее кровавый мятеж гайдамаков (Колиивщина), охвативший и Левобережную Украину, был вскоре жёстко подавлен польскими и русскими войсками.

Такова краткая историческая канва тех событий. Отличная тема для «активизации патриотического воспитания украинской молодежи и сохранения памяти об освободительной борьбе украинского народа». Наиболее кощунственно в тексте постановления то, что, по убеждению автора документа, он будет способствовать формированию единства украинской нации. Несомненно, уроки уничтожения одних украинцев другими украинцами - это замечательный повод поговорить о единстве...

Альберт Фельдман Альберт Фельдман , Директор украино-израильского института стратегических исследований имени Голды Меир
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram