Дело в том, что страны с нестабильной развивающейся экономикой, напряжением в политикуме и социуме, неустановленными стандартами применения современных технологических решений и отсутствием правовых норм и необходимых ограничений в данной области на законодательном уровне – особенно подвержены угрозе нецелевого использования AI. Украина входит в число таких стран, поэтому, говорить об искусственном интеллекте, не акцентируя при этом внимание на рисках, – как минимум, нецелесообразно. Мы можем хвастнуть богатой технологической родословной, оцененными во всем западном мире талантливыми умами, кропотливыми руками и даже определенным уровнем стремления к чему-то новому. Но, тем не менее, мы отстаем – прежде всего, в понимании как ключевых направлений развития и применения AI, так и возможностей, которые нам дадут эти технологии, куда бы мы их не пристроили.
Ориентир на стратегии всеобъемлющего внедрения искусственного интеллекта, разрабатываемые, в частности, странами-членами ЕС, – безусловно нужно учитывать, актуализируя тему внедрения инновационных систем в нашей стране. Но тут важно понимать, что там инициативной группой, продвигающей развитие AI, являются государственные органы. А когда за стратегию и реализацию поставленных целей отвечает государство, – система их восприятия и соответствующих действий автоматически заходит в нужное русло и начинает работать в заданном направлении.
Суть в том, что бизнес-инициатива действительно может послужить мощным толчком для многих процессов, сдвинув их с отправной точки. Но государственная инициатива – это та самая отправная точка, из которой мы доберемся до пункта назначения куда быстрее и эффективнее. Мы же пока застряли и стоим без движения – шевелится время от времени только бизнес, пробуя на вкус разные западные подходы, но не понимая, как их адаптировать в комплексе под те или иные услуги на отечественном рынке.
Вот почему, прежде чем перейти к самой стратегии или конкретной программе в области AI, которая, безусловно, нужна, – необходимо вначале хотя бы прийти к общественно-политической дискуссии, в рамках которой сформируется какая-то конкретика и понимание происходящего.
Европейский стимул и украинские перспективы
Исходя из того, насколько инертно двигается Украина в направлении принятия современных инновационных технологий, становится очевидным тот факт, что данный процесс придется стимулировать. И, вероятнее всего, ключевую роль на этом пути сыграет бизнес.
Во всяком случае, именно бизнес-среда проявляет хоть какую-то активность, реагируя на тенденции и направления, навеваемые нам передовым западным опытом. И, в контексте сложившейся ситуации, даже точечная поддержка и инициативы со стороны, в частности, ЕС должны послужить определенным толчком к прогрессу. При условии, если правильно использовать возможности и ресурсы, которые предоставляет нам Европа. И, эта задача ложится, прежде всего, на плечи государства.
К примеру, еще весной 2016 года Украина присоединилась к программе Евросоюза COSME по финансированию бизнеса. Она рассчитана до 2020 года и предполагает общий ежегодный для стран ЕС бюджет по оказанию «скорой помощи» предприятиям в размере 2,3 млрд. евро (Украине доступно 900 млн.). К слову, запускалась у нас эта программа весьма тяжело по причине бюрократических проводок с ратификацией. Известно, что только в прошлом году COSME выделила Украине почти 120 млн. евро, которые, в основном, должны были пойти на обучение украинских предпринимателей, а также на формирование эффективной коммуникационной системы между украинским бизнесом и ЕС. И это важно.
Следующим шагом стало включение Украины в число участников европейской стратегической программы Horizon 2020 при Европейской комиссии. Это великолепный шанс для осуществления прорыва в направлении формирования государственной стратегии по искусственному интеллекту, так как Horizon 2020 по большей части занимается поддержкой ученых и исследователей, в частности, в области AI, а также финансированием бизнеса в сфере инноваций. В 2017 году для участия в программе были отобраны 129 предприятий из 25 стран мира, и среди победителей – 4 проекта из Киева!
Это заслуживает большого внимания со стороны государства, так как может приблизить нас к мировому техническому прогрессу и послужить толчком к обсуждению перспектив внедрения технологий AI на государственном уровне.
Пока что, вместо этого, мы имеем иную картину: в Украине о подобных проектах почти не говорят вслух – общественность в меньшей степени осведомлена о последних тенденциях и перспективах.
Государству нужна стратегия
Понимание того, что технологии искусственного интеллекта могут быть наиболее эффективными и продуктивными в рамках государственной программы, является главным китом, на котором Украина может выплыть на международную арену в достойном виде. В том же ЕС, где государства формируют как свои собственные, так и общие концепции применения AI, встретят с уважением и поощрением любую инициативу, направленную на инновационное развитие.
Для чего нам это нужно? Безусловно, не только для того, чтобы успешно коммуницировать с Западом. Искусственный интеллект имеет огромное значение, поскольку его внедрение может привести к значительным экономическим и социальным выгодам. Он обладает большим потенциалом для повышения производительности во всех существующих отраслях промышленности – насущной потребностью в экономике любой страны – и для создания полностью новых продуктов и услуг.
Если изучить, к примеру, официальную стратегию британцев по развитию технологий AI за 2018 год, то последние подсчитали, что мировой рынок решений для интеллектуальных систем может стоить более 30 млрд. долл. уже в 2024 году, увеличив производительность отраслевых рынков до 30%, и при этом обеспечивая экономию средств компаниям малого и среднего кластера до 25%. Кроме того, прогнозируется, что в ближайшие 10 лет технологии AI принесут в глобальную экономику больше 15 трлн. дол. – это больше, чем нынешний объем всего производства Китая и Индии в совокупности!
Да, безусловно, реальные возможности, временные рамки, преимущества и препятствия будут разными в разных странах и секторах, что затруднит прогнозирование экономических показателей каждого конкретного государства. Но давайте судить честно: разве нам выгодно остаться за кулисами в разгар представления?
AI – это одновременно технологическая, экономическая, политическая и социальная платформа, которая не просто усовершенствует и трансформирует отрасли, но и позволяет связать их воедино: адаптировать потребности и возможности бизнеса к стратегическим целям государства; оптимизировать ресурсы, необходимые для создания качественных условий жизни граждан; усилить производственные возможности промышленного сектора; устранить бюрократические факторы в ключевых государственных административных процессах посредством их автоматизации; скорректировать образовательную систему в соответствии с запросами современного рынка профессий (во избежание утечки лучших кадров из страны); усилить научно-исследовательскую базу и внедрение наших экспертов в мировые институции и организации.
Как бы глобально это не звучало, – это реальные перспективы. Запад уже вцепился в них мертвой хваткой и активно продвигает, не жалея инвестиций. Для украинской общественности это пока что звучит как призыв полететь на Марс.
Создать самим или позаимствовать?
На сегодняшний день в Украине почва для формирования четко очерченного плана действий и для создания собственной инфраструктуры под внедрение искусственного интеллекта совсем «сырая». Впрочем, и другие страны Европы когда-то с чего-то начинали, прежде чем заявили о себе как о полноценных игроках на рынке инноваций. И в какой-то степени нам стоит наследовать определенные примеры. Тогда мы существенно увеличим свои шансы пополнить ряды стран, успешно применяющих инновационные технологии.
Приоритеты развитых стран Западной Европы в данном направлении изначально были расставлены правильно. Там в высшей степени ценится и поощряется научно-исследовательская среда, под которую эффективно адаптировали современную систему образования, чтобы из года в год расширять и пополнять круг профильных специалистов, ориентированных на прогресс. Таким образом, инновационные разработки стимулируются не только за счет прямых инвестиционных вливаний (которые, к слову, осуществляются почти во всех странах-членах ЕС из госбюджетов), но и, прежде всего, за счет высокой активности технических институтов и университетов. Они объединяют свои усилия для создания как широкомасштабных, так и нишевых проектов в области AI, обеспечивая прочный фундамент для создания инновационных платформ и стартапов, которые затем продвигаются политиками и финансовым сектором.
Бизнес в этой схеме, безоговорочно, играет не менее важную роль, однако, изначально все компании начинают разработку собственного продукта или инвестируют в чей-то только после совместного анализа ее потенциала с учеными и профильными экспертами. Так не просто достигаются поставленные цели, но и обеспечивается безопасность итогового продукта AI.
Правительства, в свою очередь, учреждают органы и институции, которые обеспечивают надлежащий контроль и дополнительное финансирование всех выше описанных процессов.
К примеру, Австрия учредила так называемый «Совет роботов» в поддержку государственной стратегии в области робототехники и AI. В Совете участвуют представители различных дисциплин – социальных наук, робототехники и информационных технологий, а также отраслевые эксперты и организации (Австрийская палата труда, Австрийская федерация промышленности).
Страны Бенилюкса имеют свою координационную ассоциацию AI (BNVKI), которая охватывает более 20 различных университетов и институтов в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Миссия организации – объединить научных исследователей в области AI и привлекать инвестиции в новые разработки.
В Чехии существует отдельный правительственный орган, отвечающий за стратегию внедрения AI, – Совет по исследованиям, развитию и инновациям. А в Финляндии всеми вопросами, связанными с искусственным интеллектом, официально занимается Министерство экономики и занятости.
Ирландия имеет собственное агентство экономического развития (IDA) и отдельную стратегию по развитию AI и робототехники. Объединив промышленность, академические круги, профсоюзы, военных и гражданское общество, – страна создала целую национальную магистерскую программу, которая ориентирована на автоматизацию промышленного комплекса и подготовку квалифицированных специалистов для работы с системами искусственного интеллекта.
Германия, в свою очередь, является самым прогрессивным государством в составе ЕС в отношении целевого финансирования в область изучения и развития технологий AI – ежегодный бюджет государства на эти цели составляет более 3 млрд. евро (!).
Понятное дело, что подобный стратегический фундамент выстраивался не один месяц и не один год, – суть в ориентирах и подходах.
Эффективная и безопасная инфраструктура AI сама по себе не вырастет – ее нужно удобрять. А мы пока что и зерна не заложили. Нужно наконец принять вызов и совершить хотя бы несколько первых ключевых шагов.
Никто не говорил, что будет легко
На начальных этапах внедрения технологий искусственного интеллекта Украина, вероятнее всего, может столкнуться с рядом трудностей.
Во-первых, для начала нам нужны открытые и всеобъемлющие дебаты, в которых будут участвовать и политики, и бизнес, и представители сферы науки и образования, и международные эксперты, и, конечно же, общественность. Публичная целевая дискуссия – важнейший инструмент, который позволяет устранить серьезные риски применения AI.
Особое внимание нужно уделить вопросам целевого использования новых технологий; созданию контролирующего органа или органов, которые обеспечат сопровождение разработки и ее внедрение в важные государственные и бизнес-процессы; усилению прав граждан на защиту личных данных; этическим аспектам в работе с потребительской аудиторией.
Отдельным поводом для обсуждения должна стать тема неправильного использования технологий AI в нашем обществе, что способствует появлению систем, дискриминирующих человека и его права. Это может подпитывать социальное неравенство, смещать конкурентные преимущества компаний или организаций. Риски необходимо свести к минимуму на самом старте.
В рамках внедрения AI непосредственно в государственном секторе, следует обратить особое внимание на интерпретируемость и последовательность современных моделей искусственного интеллекта. При всем своем удобстве применения в сложных социально-технических системах, AI сможет работать на пользу государству только в том случае, если будет жестко ограничен в своих действиях. Иначе рисковая проблематика может быть усилена – и угрозой общественной безопасности, и негативным воздействием на киберпространство, и финансовыми потерями для предпринимательского сектора.
Впрочем, нюансов в работе самих алгоритмов искусственного интеллекта может быть много. Но, прежде чем мы дойдем непосредственно до них, придется преодолеть менее прогрессивные, но фундаментальные барьеры. И для Украины это может быть куда более сложной задачей ввиду сложившихся традиций.
Например, прогрессивная технология не совместима с бюрократией и коррупцией – она наоборот направлена на то, чтобы ее устранить.
Прогрессивную технологию невозможно внедрить без диалога с бизнесом, который располагает потребительской оценкой и, пускай точечно, необходимыми ресурсами.
Прогрессивную технологию невозможно внедрить без поддержки и содействия научно-исследовательских кругов, которые наше государство больше игнорирует, чем поощряет.
Прогрессивную технологию невозможно внедрить без подготовки квалифицированных работников, способных с ней эффективно взаимодействовать на этапе разработки и запуска в реальные процессы.
Прогрессивную технологию невозможно внедрить без желания и инструментов адаптации к уже существующим международным практикам, приобретаемым посредством коммуникаций.
И, наконец, прогрессивную технологию невозможно внедрить без человеческого капитала – ее попросту некому будет создать или усовершенствовать. А украинская статистика дает весьма печальные цифры по оттоку перспективных талантливых кадров из страны ввиду ее же незаинтересованности в них.
Безусловно, все выше описанные барьеры не являются основанием для отказа от движения в направлении принятия и развития инфраструктуры AI. Даже если поначалу предпринимаемые попытки в данном ключе будут выглядеть примитивнее уже продемонстрированного Западом опыта. Никто не говорил, что будет легко – просто необходимо начинать действовать.