По меньшей мере восемь северокорейских кораблей, которые покинули Россию с грузом топлива в этом году, направлялись на родину, несмотря на объявление других мест назначения. Эта уловка, о которой говорят официальные лица США, часто используется для подрыва санкций, сообщает Reuters.
Как отмечается, агентство не располагает доказательствами нарушений со стороны судов, чей маршрут был зафиксирован программами по отслеживанию судов. При этом изменения направления судна после начала маршрута не запрещено. Неясно также, выгружено ли топливо с какого-либо судна в КНДР.
"Но официальные лица США говорят, что смена места назначения в середине рейса является отличительной чертой северокорейской государственной тактики, чтобы обойти международные торговые санкции, введенные в отношении программы ядерного оружия Пхеньяна", - пишет Reuters.
Изменение курса и сложная цепочка различных фирм - многих оффшорных компаний, участвующих в отгрузках, могут усложнить проверку того, сколько топлива поставляется в Северную Корею, и следить за соблюдением ограничения на импорт топлива в соответствии с санкциями США.
"В рамках усилий Северной Кореи по получению доходов режим использует транспортные сети для импорта и экспорта товаров. КНДР использует обманные методы, чтобы скрыть истинное происхождение этих товаров. Было обнаружено, что Пхеньян регулярно фальсифицирует личность судна и документацию", - сказал в этом месяце помощник госсекретаря Казначейства Маршалл С. Биллингсли в консульском комитете по иностранным делам.
Как следует из расследования, восемь судов в разное время вышли из Владивостока или из порта вблизи Находки. После этого их отследили у северо-корейских портов Кимчхэк, Чхончжине, Хыннам и Наджин, хотя в документах были указаны Китай или Южную Корею в качестве места назначения.
По словам источника в компании, обслуживающей судна во Владивостоке, они все были загружены дизельным топливом, их грузоподъемность составляла от 500 до 2000 тонн.
По данным отслеживающей системы только одно судно, Ma Du San, принадлежащее северокорейской Kyongun Shipping Co, оказалось непосредственно внутри периметра северокорейского порта Кимчхэк. До этого в него загрузили 545 тонн морского груза во Владивостокском терминале "Первая речка", который принадлежит российской "Независимой нефтегазовой компании".
1 июня Минфин США включило "Независимую нефтегазовую компанию" в санкционный список, заявив, что компания поставляла нефть Северной Корее, возможно, действуя в обход санкций. В самой компании не ответили на просьбу о комментарии агентства.
Напомним, 11 сентября СБ ООН единогласно одобрил новые санкции против КНДР. Документ предполагает полный запрет на ввоз из КНДР текстильной продукции, а также ограничивает продажу Пхеньяну нефтепродуктов двумя миллионами баррелей в год.
Пхеньян назвал последние санкции "самым порочным, неэтичным и бесчеловечным актом враждебности по физическому уничтожению народа КНДР". МИД Северной Кореи заявил, что санкции лишь ускоряют завершение ядерной программы.