Сразу после победы на президентских выборах в Молдове пророссийского кандидата Игоря Додона некоторые эксперты рекомендовали не делать трагедии из его победы — особенности политической системы в стране дают президенту минимальные полномочия.
Так, по данным молдавского ресурса Newsmaker.md, президент Молдовы «представляет страну на международной арене, является гарантом суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности страны, Главнокомандующим вооруженными силами». При этом армия в мирное время подчиняется министру обороны, который является и командующим армии, и руководит ею с помощью Генштаба. Президент может объявлять частичную или всеобщую мобилизацию, но только с согласия парламента. Командование же всеми вооруженными силами президент принимает только в случае военной агрессии.
Еще президент может отправить любой закон на доработку в парламент, отказавшись его промульгировать. Но если за документ повторно проголосуют в парламенте и вновь направят главе государства, президент должен будет его подписать, даже если в документе не изменилась ни одна запятая. Все международные договоры, которые заключает президент, должен ратифицировать парламент.
В остальном же в парламентской республике все ключевые решения принимают парламент и правительство. Большинство полномочий президент осуществляет, так или иначе согласовывая свою деятельность с другими ветвями власти. Главу Нацбанка, Счетной палаты, нацкомиссии по финансовому рынку (НКФР) назначает парламент по представлению спикера. ЦИК состоит из 9 членов, 8 из которых назначает парламент, а одного президент. Председателя ЦИК избирают большинством голосов членов ЦИК. Аккредитовывает и назначает послов президент по предложению правительства.
В общем, самостоятельных полномочий у главы государства не слишком много. Например, он может самостоятельно присвоить гражданство или лишить его, наградить (в том числе и почетным званием), присвоить дипломатический ранг.
Мало того, пока еще действующие власти Молдовы использовали паузу между выборами и инаугурацией в 41 день для того, чтобы ограничить еще больше и так скромные полномочия будущего президента.
Например, за этот период Додон оказался без своего Генпрокурора. 8 декабря действующий на то время президент Николай Тимофти подписал указ о назначении генеральным прокурором Эдуарда Харунжена — на 7 лет. Додон сразу же заявил, что не признает законность назначения нового генерального прокурора президентом, а его сторонники обратились в Конституционный суд с требованием проверить законность президентского указа о данном кадровом назначении. Но суд решил, что президентское назначение состоялось законно.
Кроме того, Додон потерял возможность контроля и влияния за главной спецслужбой страны, - Служба информации и безопасности (СИБ) перешла из-под президентского контроля под парламентский. Соответствующим законопроектом от 9 декабря директора СИБ будет назначать парламент сроком на пять лет.
Правда, Додон воспользуется, скорее всего, своим правом объявлять общенациональный референдум (а он обещал российской и пророссийской аудитории спросить о будущем курсе Молдовы — «чтобы люди сами приняли решение, куда нам идти: на Запад, на Восток или дружить и с Западом, и с Востоком». Только референдум этот является консультативным, парламент (где у Додона нет большинства) результаты может и проигнорировать.
В этой ситуации «король оказывается абсолютно голым». Единственная надежда Додона для реализации предвыборных обещаний, особенно внешнеполитических — сформировать парламент "под себя". Для этого Додон, скорее всего, попробует организовать парламентский кризис, чтобы получить основания для роспуска парламента и организации досрочных парламентских выборов.
Кроме того, Додон может надеяться и на возможности местного олигарха Владимира Плахотнюка, который давно и серьезно влияет на все сферы жизни Молдовы. И тут уже личные геополитические предпочтения бизнесмена будут играть не последнюю роль.
Украинский интерес
Наблюдая за ситуацией в Молдове, Киев больше всего беспокоит будущая внешняя политика и политика безопасности страны-соседа. В этом контексте потеря Додоном контроля над СИБ является хорошим знаком — так как минимизирует угрозу территориальной целостности Украины на юге.
Дело в том, что Киев и Кишинев сотрудничают (и довольно успешно) в поимке боевиков-граждан Молдовы (включая непризнанное Приднестровье), которые ехали воевать на Донбасс или возвращались оттуда. Правоохранители двух стран регулярно обменивались информацией по потенциальным боевикам, а также организаторам сепаратизма в Украине с территории Молдовы. К слову, напомню, что сторонники Додона еще 6 апреля 2015 года принимали участие в так называемом «съезде Бессарабии» в Одессе, где они зачитали приветственное слово от своего лидера. А сам Додон, как стало известно LB.ua, до сих пор числится в списке невъездных в Украину.
Также именно СИБ фактически обескровил российский военный контингент в непризнанном «ПМР»: прибывающих из России в аэропорт Кишинева российских офицеров из контингента в Приднестровье возвращали обратно, а уже там находящимся военным позволяли только выезжать. Таким образом в российском военном контингенте в Приднестровье сейчас осталось всего несколько старших офицеров, которые к тому же еще и страшно пьянствуют. Что существенно снижает опасность для удара Украины «в спину» со стороны непризнанного, милитаризованного и уже давно подконтрольного России Приднестровья.
Очевидно, в случае сохранения контроля Додона над СИБ, он первым своим указом поставил бы на пост главы спецслужбы своего ставленника. И сотрудничество с Украиной по вопросам безопасности в регионе начало бы постепенно сворачиваться, российские военные потянулись бы обратно в Приднестровье.
Кроме того, кремлевская пропаганда, и так свободно себя чувствующая в Молдове, при отсутствии противодействия молдавских правоохранителей могла развернуться в регионе с удвоенной силой. И уже работала бы не только на внутреннюю, молдавскую, но и на внешнюю аудиторию — Молдова могла стать плацдармом для дестабилизации украинской части Бессарабии, а именно Одесской области.
Собеседники LB.ua на министерском уровне говорят о существовании принятого в России стратегического решения о недопустимости существования Украины в нынешних границах и принятом курсе на ее дальнейший развал, — путем навязывания Киеву федеративного-конфедеративного устройства (последние заявления в Москве и последующие события в Украине только подтверждают это).
Данная стратегия продолжит реализовываться несмотря на убаюкивающие заявление нынешнего президента России Путина или даже его возможную замену (досрочные выборы, смена статуса, болезнь, смерть и т.п.) - ибо в окружении нынешнего президента России есть радикалы и похлеще его самого.
В этом контексте Молдове отводится своя роль: вернуть Кишинев полностью в орбиту влияния Кремля, чтобы через пару лет зажать Одесскую область между Молдовой (с «ручной» властью, президент которой обещал превратить свою страну в федерацию - из абсолютно пророссийских Приднестровья и Гагаузии, а также собственно самой «полуватной» Молдовы), и Крымом, оккупированным Россией и накачанным оружием (и где, к слову, российские войска отрабатывают десантирование и высадку десанта на сушу с моря).
Таким образом, по стратегическому замыслу Кремля, именно Одесская область должна стать связующим звеном для установления сухопутного коридора из Крыма до Молдовы с Приднестровьем.
Так что, повторюсь, потеря Додоном влияния, в частности на силовой блок — новость для Украины хорошая. Далее стоит наблюдать за тем, получится ли у него переформатировать под себя парламент. И, конечно же, присматриваться к поведению Плахотнюка. Ибо, как пошутил в разговоре с LB.ua один молдавский политолог, «это у вас в Украине олигархия, а у нас в Молдове — монархия».