Правительство Эстонии на заседании в четверг одобрило проект постановления о координатах эстонско-российской временной контрольной линии.
"Поскольку между Эстонской Республикой и Российской Федерацией не заключен договор о границе, граница между Эстонской Республикой и Российской Федерацией, разделяющая территории, подпадающие под юрисдикцию государств, рассматривается как временная контрольная линия", - сказали "Интерфаксу" в пресс-службе правительства Эстонии.
Согласно дополнениям к проекту постановления правительства, координаты не связаны напрямую с договором об эстонско-российской пограничной линии, подписанным 18 февраля 2014 года, хотя описанная в договоре о границе линия на 90 процентов совпадает с нынешней охраняемой линией разграничения, отметили в правительстве.
Там подчеркнули, что "постановление об определении координат временной контрольной линии не регулирует статус государственной границы между Эстонской Республикой и Российской Федерацией, а только отмечает нынешнюю ситуацию, которая будет действовать до ратификации договора о границе".
При определении территории, подпадающей под юрисдикцию Эстонии, исходят из административных границ, занесенных в карту земельных кадастров по состоянию на 1 ноября 2014 года.
Одной из целей постановления является донесение до общественности более четкой картины о прохождении временной контрольной линии, предотвращение незаконного ее пересечение по неосторожности, обустройство пограничной полосы, установка технических средств контроля и т.д.
Напомним, вопрос о координатах контрольной линии возник в связи с задержанием 5 сентября сотрудника полиции безопасности Эстонии Эстона Кохвера (Eston Kohver) близ эстонско-российской границы с оружием и большой суммой денег. Из-за нечеткости прохождения в месте задержания пограничной линии эстонская сторона настаивает на том, что он был задержан на территории Эстонии, российская сторона уверяет, что он был задержан на российской территории.
Главы МИД Эстонии и России Урмас Паэт (Urmas Paet) и Сергей Лавров подписали договоры о сухопутной и морской границе в мае 2005 года. Однако тогда парламент Эстонии в закон о ратификации договоров добавил преамбулу о действенности Тартуского мирного договора 1920 года. По этому договору РСФСР первым признал государственную независимость Эстонии, по нему проходила и довоенная граница. В настоящее время российская сторона рассматривает Тартуский мир лишь как исторический документ, не имеющий юридической силы, поэтому в России расценили решение парламента Эстонии как попытку зарезервировать в будущем территориальные притязания к ней и подписи под договорами были отозваны.
18 февраля 2014 года в Москве У.Паэт и С.Лавров подписали новые договоры. В них добавлено две статьи: что стороны не имеют территориальных притязаний друг к другу и что договоры касаются только решения пограничных вопросов.