Тысячи жителей Токио 21 ноября протестовали против предложенного правительством ужесточения закона о служебной тайне. Об этом сообщает агентство Рейтер.
Критики утверждают, что новый закон закроет общественности доступ к такой информации, как ядерный кризис на АЭС "Фукусима-1".
Закон, предложенный правительством премьер-министра Синдзо Абэ, значительно расширяет определение понятия "государственная тайна", что, по словам главы правительства, имеет жизненно важное значение для укрепления сотрудничества в области безопасности с главным союзником США и другими странами. Жесткий режим секретности до и во время Второй мировой войны фактически наложил табу на такой закон, однако, как ожидается, он будет принят в ходе голосования на следующей неделе, учитывая что правящая коалиция имеет большинство в обеих палатах парламента.
"Без права знать нет и демократии. Если этот закон будет принят, то наша Конституция - не более, чем клочок бумаги", - заявил Ясунари Фудзимото из гражданского объединения Peace Forum ("Мирный форум"), выступавший на митинге в парке возле здания японского парламента.
Критики утверждают, что закон помешает журналистам расследовать допущенные властями ошибки, такие, как сговор между контролирующими органами и коммунальными предприятиями, которые внесли свой вклад в ядерную катастрофу на "Фукусиме" в 2011 году.
Нарушителям нового закона грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.
Протестующие собрались в театре на открытом воздухе, вместимостью 3000 человек. Людей, однако, было гораздо больше, поскольку многие стояли в проходах, а остальные находились в самом парке. Некоторые демонстранты держали плакаты с надписью "Не отнимайте у нас свободу".
Организаторы оценили число митингующих в 10 тысяч.
Абэ настаивает на необходимости принятия закона также в связи с тем, что это является ключевым моментом в его плане по созданию по американскому образцу Совета национальной безопасности.
Юристы и медиа-эксперты говорят, что закон слишком неоднозначный и расплывчатый, поэтому невозможно предсказать, что случится после его принятия. По их мнению, отсутствие независимого наблюдения дает властям широкие возможности для злоупотреблений.