Белорусские власти пока отказались от планов, согласно которым некоторые школьные предметы - историю и географию - предполагалось преподавать исключительно на белорусском языке.
О том, что готовятся изменения, касающиеся языка преподавания в школах, ранее рассказал министр образования Сергей Маскевич. "Такая задача уже поставлена, и мы будем стремиться к тому, чтобы уже с нового учебного года белорусская речь вернулась на уроки по истории и географии", - отмечал он в марте.
Теперь, однако, заместитель Маскевича заявляет, что не планируется с 1 сентября вводить обязательное преподавание этих предметов на белорусском.
В русскоязычных школах Беларуси, в которых обучается большинство школьников страны, часть предметов ("История Беларуси", "География Беларуси") ранее преподавалась на белорусском языке. С середины 2000-х годов их стали преподавать на русском. Ученикам была предоставлена возможность выбрать преподавание на белорусском, однако этой возможностью мало кто воспользовался.
По данным, которые привел замминистра образования, в настоящее время "Историю Беларуси" на национальном языке изучают менее 20 процентов детей (если брать только городские школы, то там этот показатель еще меньше - около пяти процентов).
Комментируя изменение планов по поводу языка преподавания, чиновник сослался на то, что реализация этих планов требует дополнительного финансирования. "Необходимы дополнительные средства на издание всех учебников. К примеру, для того чтобы издать учебники для всех учащихся 5-х классов, надо 1,3 млрд (белорусских) рублей (около 160 тысяч долларов)", - заявил он.
Кроме того, представитель министерства образования заявил, что перед тем, как переводить преподавание предметов на белорусский, "надо еще откорректировать нормативно-правовую базу".
В Белоруссии после распада СССР белорусский язык некоторое время был единственным государственным (русский имел статус языка межнационального общения). Однако уже в 1995 - вскоре после прихода к власти Александра Лукашенко - в стране был проведен референдум, по итогам которого русский язык получил статус второго государственного. В этих условиях русский язык занял лидирующие позиции, а сфера употребления белорусского языка существенно уменьшилась.