Заставляя мозг работать, мы тренируем память, и главное здесь - сами упражнения.
Группа шведских и финских ученых осуществила совместный проект, в котором участвовало 10 молодых людей, с целью изучения влияния умственной нагрузки на оперативную, или кратковременную, память человека.
В течение пяти недель участники должны были три раза в неделю выполнять специальный тест, предполагавший запоминание 7-15 букв, появлявшихся на экране. После того, как экран выключался, нужно было воспроизвести последние четыре буквы в правильном порядке.
"Тест составлен таким образом, чтобы заставить участников активно обновлять содержимое памяти, сохраняя нужную информацию и стирая лишнюю", - рассказал в интервью телеканалу СВТ профессор университета Умео Ларс Нюберг, один из авторов проекта, результаты которого опубликованы в последнем номере журнала "Сайенс".
При сравнении с контрольной группой, не выполнявшей приведенный тест, у участников эксперимента наблюдался явный положительный эффект.
С помощью позиционно-эмиссионного томографа ученые впервые могли следить за процессами, происходящими в мозге человека во время тренировки памяти. В областях, испытывавших нагрузку, наблюдались своего рода допаминовые взрывы.
Если ранее было известно, что допамин, являясь одним из главных сигнальных веществ нервной системы, отвечает за настроение, моторику и концентрацию, то теперь к этому можно добавить еще и его влияние на оперативную память.
В 2008 году Ларс Нюберг принимал участие в аналогичном исследовании, в котором были задействованы люди разных возрастов.
"Мы могли наблюдать улучшение у обеих групп, с той лишь разницей, что у молодых запоминание шло быстрее. А то, что память можно тренировать в любом возрасте, - это факт", - заявил профессор Нюберг.