Это происходит потому, что разные зоны перестают подавлять друг друга.
Всякий студент подтвердит, до чего же сложно учить сразу несколько предметов: что-нибудь обязательно забудется. Разнородные сведения имеют свойство выбивать друг друга из памяти: если вы постигли что-то из физики, то обязательно забудете что-нибудь из истории. Ранее считалось, что мозг не может одновременно обслуживать сразу несколько «разделов» памяти — отсюда и замещение одной информации другой.
Исследователи из Медицинского центра Beth Israel Deaconess нашли способ, как сохранить в памяти множество разнородных сведений. В их экспериментах 120 добровольцев должны были выполнить два противоположных теста. В первом, проверявшем моторную память, надо было нажимать на кнопки и запомнить последовательность работы пальцев, второй (на слуховую память) предлагал запомнить последовательности слов. Половина группы выполняла сначала тест на моторную память, а потом — на слуховую, вторая — наоборот. Через 12 часов волонтёров просили воспроизвести задания, и, разумеется, какие-то слова и движения из их памяти выпали.
Во второй серии испытаний к тем же добровольцам была применена транскраниальная магнитная стимуляция — метод стимуляции коры головного мозга с помощью коротких магнитных импульсов. Поскольку клетки мозга общаются между собой с помощью электрических сигналов, магнитное поле может оказывать влияние на эти процессы. Исследователи стимулировали верхние области лобной коры и первичную моторную кору. Согласно материалу, вышедшему в журнале Nature Neuroscience, магнитная стимуляция, направленная на специальные зоны коры, помогала сохранить память и лучше выполнить упражнения во второй раз.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что разнообразные сведения с равным успехом «записываются» мозгом, но взаимовлияние различных участков памяти приводит к их частичному подавлению. При запоминании и обучении мозгу приходится постоянно выбирать между тем, что оставить в памяти, а что забыть, и понимание механизма этого динамического процесса может научить человека управлять своей памятью так же, как мы сейчас управляем памятью вычислительных машин.