Тогда в центре внимания российских телеканалов тоже был Лужков – не получив из рук Бориса Ельцина пост премьер-министра, он решился на прямое столкновение с окружением стареющего президента. К Лужкову ушли многие ельцинские сотрудники, сам он занялся сколачиванием партии «Отечество» и блока с региональными руководителями. Было ясно, что главная цель этой коалиции – даже не парламентские, а президентские выборы, на которых очевидным триумфатором станет бывший премьер Евгений Примаков.
Ну а Лужков-то при нем, конечно же, станет премьером. Ельцинские успели спохватиться. Начался стремительный взлет никому не известного Владимира Путина, из ничего Борис Березовский вылепил для молодого премьера новую партию власти – «Единство». Чтобы победить Лужкова, понадобилась вся мощь федерального телевидения, ежедневно устраивавшего десятиминутки ненависти с новой информацией о мэре и его союзнике Примакове. В результате Лужков так и остался политиком московского уровня. Однако в нынешних условиях противостояния Путина и Медведева Москва много значит. Лужков попал в центр пропагандистского внимания скорее по собственной неосторожности.
Как и многие другие чиновники, мэр почему-то решил, что президентская инициатива о приостановке строительства дороги через Химкинский лес согласована с премьером. Оказалось, что возможен и альтернативный путь – но ровно до того дня, когда стало ясно, что Путину не нужны никакие альтернативы. И тут Лужков поступил по-своему – в то время как все остальные поддержавшие президента чиновники решили взять паузу и посмотреть чья возьмет, он выступил со статьей «Химкинский тест», в которой назвал планы альтернативного строительства (свои же планы!) маниловщиной. Но было ясно, что Лужков пишет не о себе, а о Медведеве.Лужков поступал так и раньше – он никогда не боялся делать ставку на тех, кого воспринимал как возможных союзников в намечающемся противостоянии. Путин, которого в 2000 году приводили к власти в противовес тандему Лужкова и Примакова, сегодня ближе Лужкову, чем Медведев – он и поддерживает Путина. Но новые руководители России вообще не представляют себе, что такое политический поступок – вот почему так удивляют их престарелые выдвиженцы ельцинских времен, позволяющие себе маневрировать, а не выжидать.Не удивительно, что Медведев обиделся и даже не счел нужным скрыть этого.
В Кремле статью мэра назвали попыткой поссорить премьера и президента. И ответили – сериалом на НТВ.
К слову, единственном телеканале, который в 2000 году поддерживал Лужкова и поплатился за это крахом медиа-империи сделавшего ставку на мэра Владимира Гусинского. Утверждать, что в сериале было что-то новое, я бы не стал. Лужкова не первый год, я бы даже сказал – не первое десятилетие – обвиняют в коррупции и содействии многомиллиардному строительному бизнесу супруги, в уродовании Москвы, в клановости и кумовстве...
Об этом писали газеты. Об этом – доклад Бориса Немцова «Лужков. Итоги». Даже по телевизору об этом говорили – о чем не преминул напомнить главный лужковский критик прошлых времен Сергей Доренко. Только вот последствий эти обвинения не имели. Будут ли иметь сейчас – зависит от прочности позиций президента, от того, хочет ли он (и может ли) отправить в отставку мэра Москвы. При этом нужно понимать, что для премьера уход Лужкова будет означать значительное ослабление собственных позиций. Получится, что Лужкова сняли не за коррупцию, не за Батурину, а за то, что он поддержал Путина – каково! Разве в России за такое снимают?
Путин не может этого не понимать – тем более что сторонники Лужкова ему говорят вслух: следующим будет он сам, отправят в отставку и превратят в клоуна по телевизору. Ведь в руках Кремля – мощный пропагандистский ресурс. Лужкова «мочат» уже не только по НТВ, но и по другим федеральным каналам...Все это может означать только то, что в Россию незаметно для ее жителей вернулась политика – пусть не настоящая, но очень похожая на процессы 90-х годов. «Тандем» сошел на нет, и игроки начали делать ставки. Лужков поставил на Путина. Янукович, судя по развитию российско-украинских отношений последних месяцев, на Медведева.
Это, кстати, единственные определившиеся с предпочтениями крупные игроки – просто потому, что Лужков и Янукович, при всей несхожести их биографий, больше политики, чем чиновники, научившиеся и выигрывать, и проигрывать. Такие люди не боятся рисковать, хотя последствия неверной ставки могут быть непоправимыми как для них, так и для их группировок. А в случае Януковича – это еще и последствия межгосударственного уровня: уже сейчас киевским переговорщикам почти невозможно договориться с Путиным ни о чем существенном...