Российские специалисты убеждены, что катастрофа Ту-154М произошла из-за неопытности президентского пилота, который, желая угодить чиновникам, согласился на опасную посадку, а затем, послушав штурмана, допустил роковые ошибки в пилотировании.
По словам глава расследовательского департамента Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексея Морозова, командир экипажа, сформированного за несколько дней до полета, налетал 530 часов в своей должности, второй пилот - 160 часов, бортинженер - 235 часов, а штурман всего 30 часов. При этом экипаж не отрабатывал взаимодействие на тренажере для особых случаев полета.
В свою очередь польская сторона полагает, что комиссия "недооценила" роль смоленского диспетчера, команды которого несколько запоздали. Польские специалисты, в частности, отмечают, что команда диспетчера "Сто первый, горизонт!" прозвучала уже в тот момент, когда самолет опустился ниже стометровой высоты принятия решения.
В России с этим утверждением согласны, однако эксперты считают, что диспетчер просто не успевал отслеживать метку из-за слишком большой вертикальной скорости снижения самолета.
Расшифровка самописцев самолета Качиньского полностью завершена
Напомним, 19 мая было объявлено, что Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расшифровку бортовых самописцев польского Ту-154, разбившегося под Смоленском. В МАК исключили теракт, взрыв или пожар как одну из причин авиакатастрофы.
Как стало известно, у экипажа самолета не было фактической погоды и актуальных аэронавигационных данных по аэродрому назначения Смоленск-Северный.
Эксперты также подтвердили, что в кабине президентского Ту-154 непосредственно перед крушением находились два посторонних человека. Источник, близкий к членам международной комиссии по расследованию катастрофы, сообщил, что этими посторонними лицами были директор дипломатического протокола Министерства иностранных дел Мариуш Казана и командующий Военно-воздушными силами Польши генерал Анджей Блазик.
Между тем, голоса посторонних слышны не в момент катастрофы, а за 16-20 минут до нее. Уполномоченный Польши в расследовании авиакатастрофы Эдмунд Клих отметил, что для того, чтобы оценить, влияло ли как-то присутствие посторонних на экипаж и на результаты полета, "нужно знать всю транскрипцию разговора этого лица".