ГлавнаяМир

Кто первый разорится?

23 февраля британское издание Telegraph опубликовало прогноз дальнейшего экономического развития в мире от известного экономиста, профессора Гарвардского университета Кена Рогоффа. Мировой экономике угрожают дефолты в странах, которые не в состоянии выплачивать долги, – уверен ученый. Впрочем, он затрудняется точно предсказать, что, где и когда именно случится.

Кто первый разорится?

Еще более пессимистичны прогнозы, опубликованные воскресным британским еженедельником Sunday Telegraph: кризис в Греции может стать началом развала зоны евро. Структурные противоречия приведут европейскую валюту к краху. Что имеется в виду? Дело в том, что монетарная политика – прерогатива Европейского центробанка. После подписания Лиссабонского договора страны ЕС выбрали президента и министра иностранных дел. Но говорить об общих экономических и налоговых принципах для всех 16 стран ЕС, входящих в зону евро, пока не приходится. История мировой экономики, подчеркивает еженедельник, не знает примеров длительного успешного существования валютно-финансовых объединений, когда нет единого правительства.

ЕС не спешит на помощь

11 февраля судьбу Греции обсуждали в Брюсселе на высшем европейском уровне. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – так решили поначалу. Мол, Евросоюз готов поддержать Грецию политически. О финансовой помощи пока говорить рано, хотя президент ЕС ван Ромпуй и заметил, что «скорая» материальная помощь может быть оказана, чтобы не допустить государственного банкротства. Сперва же греческое правительство до середины марта должно представить проект шоковых мер по выводу страны из сложившейся в экономике ситуации. Потом будет принято решение – как поступать дальше. «Конечно, мы будем действовать координировано и не допустим ухудшения положения в стране, входящей в ЕС», – заявили в Брюсселе.

Еврочиновники опасаются, что трудности Греции могут повлечь за собой «эффект домино» в других странах еврозоны. В области риска – Испания, Италия, Португалия и Ирландия. Но в девяти странах ЕС евро пока нет, а все расчеты ведутся в собственных валютах государств. Двоим – Латвии и Венгрии – прошлым летом буквально чудом удалось избежать дефолта. Однако ситуация в их экономиках остается сложной.

И снова виноваты банкиры

С 1 января 2002 года наличные евро появились в кошельках граждан 16 стран. Процедуре перехода на евро предшествовала, как говорилось, тщательная оценка экономики того или иного потенциального участника еврозоны, соответствие его маастрихстским критериям, специально разработанным экономистами для этой цели. В частности, дефицит правительственного сектора бюджета должен быть менее 3% от ВВП страны, а государственный долг – менее 60% ВВП; уровень инфляции не должен больше, чем на 1,5%, а долгосрочная процентная ставка – на 2% превышать средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наибольшей стабильности цен и т.д. Самые широкие дискуссии прошли по поводу 3%-го бюджетного дефицита.

На прошлой неделе выяснилось, что некоторые страны ЕС прибегли к обману, чтобы вступить в зону евро. Так, в 2001 году правительство Греции и банк Goldman Sachs, как пишет The New York Times, заключили сделку, которая позволила грекам показать низкий дефицит бюджета, не увеличивая при этом госдолг. То есть банк передал правительству Греции необходимую сумму денег, а в обмен на это получил разрешение распоряжаться доходами от аэропортовых сборов и национальной лотереи.

По данным The New York Times, Италия прибегла к таким же услугам банка GP Morgan. К грекам для проверки направились аудиторы Еврокомиссии. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила: «Будет позором, если выяснится, что банки, которые и так уже подтолкнули нас к краю пропасти, еще и участвовали в подделке греческой статистики».

Как спасти эллинов?

Сегодня бюджетный дефицит в Греции составляет 12,7%, страна должна внешним кредиторам почти $300 млрд. Если кризис перебросится и на другие страны юга Европы, то последствия могут оказаться еще более губительными, чем крах Lehman Brothers. Напомним, что с этого начался нынешний глобальный финансовый кризис.

Конечно, Германия, Франция или же Международный валютный фонд могли бы оказать Греции помощь кредитами. Но это ситуацию не исправит. Только для обслуживания старых долгов понадобится кредитов на сумму ?40 млрд. (то есть у Греции появится ?40 млрд. новых долгов).

К тому же странам ЕС, если они станут выделять помощь, придется столкнуться с возмущением собственных граждан. Так, по данным соцопросов, более 53% немцев против спасения греческой экономики за их счет. Чиновники задают вопрос: «Как мы будем объяснять это нашим налогоплательщикам? Они и так стонут от налога на солидарность, взимающегося в пользу земель бывшей ГДР».

Можно было бы воспользоваться помощью МВФ. Но экономисты говорят, что правительство Греции не в состоянии обеспечить те реформы, которые требуют кредиторы из МВФ. Опасаются также, что европейские финансовые вливания в экономику Греции станут плохим примером для подражания. Ведь Испания, Италия, Португалия и Ирландия тоже могут заговорить о необходимости материальной помощи. Экономическая ситуация в этих странах оставляет желать много лучшего, а совокупная сумма обязательств перед банками составляет $1,5–1,8 трлн.

"Политически необходимо, а экономически не до конца просчитано», – так часто характеризуют объединение Германии, при котором экономическая помощь Запада страны как в черную дыру проваливалась в Восточные земли. Что-то похожее можно сказать и о проекте евро. Когда-то Италию называли «хроническим больным Европы». Сейчас остро заболела Греция. Политики высшего ранга ЕС упрекают греков в том, что те, мол, слишком долго скрывали реальное положение вещей. Так или иначе, приходится искать новые нестандартные рецепты для спасения больного. А заодно и самих себя.

Моя соседка по дому, турчанка, которая родилась и выросла в Германии, по профессии переводчица. Мы встретились на лестничной площадке и она, как и другие, стала вспоминать славную жизнь с немецкой маркой: «Цены в магазинах выросли почти в два раза, чашка кофе в ресторане – тоже. Недавно я гостила у приятелей в Париже, и они тоже жаловались на цены: бутылка доброго вина в евро стоит в пересчете на франки вдвое дороже». Так говорит не только она. Во всем обвиняют плохих политиков и недобросовестных банкиров. Но это вовсе не означает, что кто-нибудь всерьез думает об отказе от евро.

Справка "ЛБ". Евро идет…

В безналичных расчетах евро было введено с 1 января 1999 года; в наличных – с 1 января 2002 года. Наличные евро заменили национальные валюты 16 (из 27) стран Европейского союза.

В Швеции и Дании прошли референдумы, на которых большинство высказалось против принятия евро. Великобритания также решила не заменять национальную валюту. Эстония, Латвия и Литва планировали перейти на евро в 2009 году, но из-за экономических трудностей этот переход пришлось отложить как минимум на два года. Болгария и Венгрия планируют перейти на евро к 2011 году, Польша – к 2012-му, Румыния – к 2014-му. Чехия планирует вступить в еврозону позже всех – после 2015 года, возможно даже в 2019-м.

Курсы валют

В день рождения евро его курс к американскому доллару находился на уровне 1,1750, а абсолютный исторический минимум курса – 0,8225. Абсолютный исторический максимум – 1,6037. На момент сдачи номера в печать – 1,36.

Греция бастует

4 февраля. Волна забастовок в ответ на меры строжайшей экономии, которые проводит правительство Греции для выхода из кризиса, может парализовать страну. С полуночи не работают воздушные линии: самолеты не вылетают и не приземляются в греческих аэропортах. Остановлено железнодорожное сообщение с греческими островами, в крупных городах не работают метро и многие автобусы. Радио- и телепрограммы выходят без новостей. Государственные клиники обслуживают только пациентов, нуждающихся в оказании неотложной помощи. Закрыты многие учебные заведения.

Забастовка, инициаторами которой являются два крупнейших профсоюза Греции, продлится 24 часа. Работники туризма, торгового судоходства и единичные торговцы отказались присоединиться к бастующим.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram