Теперь все сотрудники СМИ работают под строгим присмотром работников пресс-службы правительства. Пойти в туалет можно только с разрешения сотрудника аппарата правительства. Напротив женского туалета установлено дежурство - там поставили столик, за которым сотрудники Белого дома фиксируют любые передвижения журналистов. О проблемах коллег в своем блоге на сайте "Ведомостей" повествует обозреватель Евгения Письменная.
Строгий регламент создает немалые проблемы "естественного" характера. Премьер Владимир Путин очень часто начинает собственные мероприятия позднее назначенного времени, бывает, что приходится ждать по несколько часов. А если держать несколько часов людей без туалета и еды, появляется риск, что когда, наконец, мероприятие правительства начнется, прессе уже может быть совсем неинтересно его освещать, указывает она.
Письменная делает предположение, отчего вдруг возникла такая строгость. Она считает, что все началось с заметки "Ведомостей" о логотипе олимпийских игр в Сочи, причем в ней за несколько дней до официального представления был опубликован проект логотипа. Аппарат председателя правительства решил, что эту новость рассказали "Ведомостям" именно в Белом доме. Обвинив журналиста "Ведомостей" в том, что "он рылся на столе чиновника" и фактически украл с его стола важную информацию (полагаю, логотип Олимпиады), наказали абсолютно всех журналистов.
Теперь регламент ударяет по физиологии. В буфет журналистам самим тоже ходить нельзя. Правда, иногда сотрудники пресс-службы правительства жалеют прессу и с разрешения начальства организованно водят пишущую братию в буфет, отмечает обозреватель.
В то же время журналисты, которые работают в Кремле, не удивились ужесточению правил передвижения коллег в Белом доме. По их словам, кремлевский пул давно посещает туалет под присмотром сотрудника ФСО и уже мало кто помнит, когда можно было в Кремле перекусить. "Нас спасает, что Медведев все делает вовремя. Не надо ждать часами", - шутят они.
Напомним, свободный проход аккредитованных журналистов в здание аппарата правительства на Краснопресненской набережной был прекращен с апреля 2008 года. Тогда пресс-служба Белого дома объяснила такие изменения технологическим прогрессом в методах распространения информации: "посредством факсимильной связи и электронной почты в редакции отечественных и зарубежных СМИ, а также публикацией на официальном сайте правительства РФ в разделе "Сообщения пресс-службы".
Ареал обитания корреспондентов в здании правительства с тех пор ограничили помещением пресс-центра на пятом этаже и расположенными рядом туалетными комнатами. Попасть в пресс-центр можно будет только в сопровождении сотрудников ФСО, которые будут контролировать, чтобы журналисты не разбредались по коридорам власти в поисках тем и несанкционированных контактов со знакомыми чиновниками, писала "Независимая газета". Вместо дешевых буфетов и столовых, допуск в которые представителей СМИ тоже запретили, им обещали бесплатные чай-кофе-сушки, но только в том случае, если ожидание начала работы по непредвиденным причинам растянется на длительный срок.
Журналисты тогда сошлись во мнении, что новый режим работы прессы объясняется "переходом в структуры Белого дома кремлевской (то есть путинской) команды, которая таким образом создает для себя некий фильтр работы журналистов с правительством". Они также отмечали, что "правительство окончательно уходит от общественного контроля за своей работой, который представляли журналисты".
Для сравнения: в США журналисты имеют доступ на все открытые заседания Конгресса и федерального правительства, им разрешено вести аудио- и видеозапись. Зайти же в любое здание Конгресса можно просто так, даже не предъявляя удостоверения личности, отмечает "Радио Свобода". Если, скажем, в том или ином комитете Конгресса проходят слушания, на них может присутствовать любой. На входе вы только должны пройти через металлоискатель, и предъявить охранникам сумку к досмотру. Тем не менее, журналисты, освещающие работу Конгресса, объединены в пул, его частью, представляющей интересы радио и электронных СМИ, является галерея теле- и радиожурналистов Конгресса США.
Конституции большинства европейских стран также предусматривают публичность деятельности властей.