«Армения словно пытается провести ревизию текста (протоколов). Если КС Армении не пересмотрит свое решение, процесс (переговоров) зайдет в тупик», - заявил Эрдоган, находящийся с визитом в Саудовской Аравии.
Главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян и подписали 10 октября 2009 года в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Документы после подписания должны быть одобрены парламентами двух стран. Турецко-армянские протоколы в октябре были направлены на утверждение меджлиса Турции.
Конституционный суд Армении 12 января признал обязательства, закрепленные в протоколах, соответствующими Конституции Армении.
Признав, что установленные сторонами обязательства носят взаимный межгосударственный характер и не могут распространяться на третьи страны, КС Армении в то же время констатировал, что приоритетным положением протоколов является открытие фактической армяно-турецкой границы, и все иные обязательства приобретают правовую силу только в случае наличия открытых границ.
МИД Турции 19 января распространил заявление, в котором указал, что решение КС Армении содержит «предусловия и ограничительные положения, не соответствующие букве и духу протоколов».
Турецкое внешнеполитическое ведомство также подчеркнуло, что «указанное решение подрывает сам мотив переговоров по протоколам, их фундаментальные цели и не может быть принято».
Беспокойство турецкой стороны в связи с принятым КС Армении решением в телефонном разговоре с Налбандяном выразил глава турецкого МИД Давутоглу, сообщил официальный представитель ведомства дипломатии Анкары Бурак Озюгергин.
По его словам, турецкий министр отметил, что в Анкаре рассчитывают на проявление Ереваном политической воли для продолжения процесса нормализации и «ожидают прояснения ситуации».
Между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, граница между двумя странами закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Сложные отношения между двумя странами вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкарой азербайджанской позиции в карабахской проблеме и острой реакцией Турции на процесс международного признания геноцида армян 1915 года в Османской империи.