Впервые Улла Лохманн - немецкий фотограф и ученый-эколог - встретила племя Анга в Папуа - Новой Гвинее в 2003 году. Чтобы добраться туда, она целый ехала на машине, после чего три часа пешком шла по горной местности в западной части острова. Но в племени ей оказались не рады. Старейшины не привыкли к посетителям, им не нравились чужаки из вне, которые пытались изучать на их культуру. И скрывали от чужих глаз именно то, что интересовало Лохманн - процесс мумификации умерших, благодаря чему Анга и стали известны в мире.
Следуя древней церемонии, члены племени превращают тела умерших родственников в мумифицированные трупы, которые усаживают на выступе скалы вблизи своих деревень. Размещение мумий на такой высоте позволяет их семьям чувствовать, что те их оберегают.
В первый раз Лохманн ушла. Но вскоре вернулась и продолжала регулярно посещать племя в течение десятилетия. Каждый раз она добивалась того, за чем приходила: чему-то училась, наблюдала, как живут члены племени, как они борются со смертью.
В ходе первых нескольких визитов ей была предоставлена возможность изучить хрупкую структуру племени. А после еще нескольких походов в высокогорье один из старейшин по имени Гемтасу признался, хочет, чтобы после смерти его мумифицировали.
У Анга, племени состоящем приблизительно из 45 тысяч человек, процесс мумифицирования сильно отличается от того, который использовали древние египтяне, разделывавшие тело изнутри, удалявшие органы, а затем заворачивавшие тело в некую разновидность полотна. Анга мумифицирует своих умерших в сидячем положении, подвергает их трехмесячному копчению над постоянно тлеющим огнем (копчение помогает сохранить труп в тропической среде, где без обработки он быстро разлагается).
Метод мумификации имеет строгую структуру. Тело подвешивается над огнем и, когда оно раздувается, его протыкают деревянными палками, чтобы слить жидкости, а потом палка используется, чтобы осторожно расширить анус, чтобы органы выпали. От начала и до конца процесса мумификатор должен находиться с телом, и ни одна из частей умершего - его жидкости, его внутренности или даже его тело - не должна касаться земли, - это табу, привлекаеющая невезение.
Наиболее важная задача - сохранить лицо нетронутым. В культуре без фотографий, единственный способ сохранить образ ушедшего, это физически видеть их бессмертные лица. "У нас есть фотографии, у них мумии, - говорит Лахманн. - Члены племени Анга верят, что духи бродят свободно днем и возвращаются в свои мумифицированные тела ночью. Не видя лица, духи не могут найти свои тела и будут блуждать вечно".
Наиболее широко мумификация была распространена в Папуа - Новой Гвинее и на других островах южной части Тихого океана в ХIX и в начале ХХ столетия. Поиск способа сохранить физические тела рассматривался как возможность уберечь их от погребения под землю, где они могли бы быть легко забыты. Но прибытие христианских миссионеров, а также британских и австралийских правительственных офицеров в середине XX столетия повлекло за собой опорочивание этого обычая из-за вопросов как морали, так и гигиены.
Тем не менее, Гемтасу, не зная своего точного возраста, но чувствуя приближение конца своей жизни, верил, что важно поддерживать эту традицию. Существование в виде мумии позволило бы ему защищать свою семью. Поэтому он обучил своих взрослых детей мумификации. Он показал на свинье с помощью антропологов Рональда Бекетта и Эндрю Нельсона, изучавших процесс. Гемтасу также попросил Лохманн сфотографировать его мумификацию и поделиться его историей.
Его сыновья, как и большинство младших членов племени, сперва сопротивлялись. Племя отвернулось от мумификации, которая отнимает много время и является трудоемкой, не говоря уже о едком запахе медленно коптящейся человеческой плоти. Кроме того, численность племени регулярно сокращается, поскольку его младших членов привлекают портовые города, которых глобализация коснулась в большей степени. Но Гемтасу продолжал убеждать своих сыновей, что мумификация, по крайней мере для него, была важна. "Он докучал мне достаточно долго, так что в конце концов мне не оставалось ничего, кроме как пообещать ему и осуществить его желание", - говорит Аватэн, один из сыновей Гемтасу.
А затем, в 2015 году, Гемтасу умер.
Следуя его предсмертному желанию, Лохманн вернулась в Папуа - Новую Гвинею, чтобы засвидетельствовать и сфотографировать мумификацию. Семь человек, включая внука Гемтасу, начали процесс с того, что обмазали свои лица белой глиной в знак печали. Согласно церемониальным правилам, им не разрешалось пить воду - только сок сахарного тростника из бамбука - и они могли есть только еду, приготовленную на огне, на котором коптили Гемтасу. Когда его кожа сгорела, они использовали палки, чтобы соскоблить ее верхний слой.
За те несколько недель, что Лохманн наблюдала за умершим, его тело распухло, почернело и наконец затвердело. Семь человек, выполняющих ритуал, смазали себя жидкостями из тела Гемтасу, что призвано сохранить его дух. Согласно строгим правилам, мужчинам не разрешалось ни мыться в течение всех трех месяцев мумификации, ни покидать место, где это происходило.
Целью мумификации в культурах, которые осуществляют ее, обычно является стремление к вечной жизни, или по крайне мере продолжение физического присутствия умерших. В случае с Анга, заключительный этап состоит в том, чтобы отнести мумифицированное тело на выступ скалы с видом на деревню, где недавно умерший присоединится к кругу медленно разлагающихся старейшин, а их скелеты останутся бессмертным напоминанием о некогда живших жили.