Одно из ярких воспоминаний юности: реакция еврейской интеллигенции Киева на книгу некоего Кичко, живописавшего жизнь современного Израиля. Об этом часто и раздраженно говорил мой отец, об этом же говорили приходившие к нам на ул. Артема 55 друзья моих родителей. Кто-то из них рассказал о таком: в книжный магазин вошел пожилой еврей, долго смотрел на стопку книг Кичко, не прикасаясь к ним, а потом плюнул, смачно и вызывающе, и вышел из магазина. Кто-то из папиных гостей рассказал, что сам Кичко ходит по домам своих прежних друзей, и тихо, без свидетелей рассказывает свои искренние впечатления о жизни в Израиле и просит ни в коем случае не читать его гнусную книгу.
А какое количество книг печатали о злокозненных и почти всегда фашиствующих буржуазных украинских националистах! В этом жанре работали и крупные специалисты, имевшие доступ в специальные хранилища КГБ, и бесхитростные подпевалы, собиравшие под свою книжную обложку чужую ложь.
Этой пропагандистской литературой были заполнены полки почти во всех книжных магазинах Украины, даже сельских. И предводителем всей этой псевдонаучной нечисти был, без сомнения, Рымаренко, профессор и «уважаемый советский пропагандист».
А тысячи мелких, безликих пропагандистов, за ничтожные гонорары вещавшие слово партии и правительства в сельских клубах и в обязательных заводских «ленинских комнатах»! Помню одного такого, мрачного и бедно одетого лектора из общества «Знание», в летнем пионерском лагере рассказывавшего детям и подросткам, что джинсы – вредны для здоровья и являются идеологическим оружием, разрушающим неокрепшие личности советской молодёжи. Дети смеялись и свистели. Был ранний период Горбачевских вольностей…
Однажды в подобного рода литературу попал и я. Вместе со своими лагерными друзьями Иваном Свитлычным, Валерой Марченко и Игорем Калинцом. Называлось это произведение пропагандистской советской мысли «Чужие голоса в эфире». Авторы, московские историки Вачнадзе и Блинов были сотрудниками КГБ. В 1981 году они сделали нас, матерых антисоветчиков, героями своей очень эмоциональной и абсолютно лживой книги. Да, они захотели выглядеть объективными, использовали мнение двух лагерных негодяев Волошина и Довганича. Первый отбывал наказание за сотрудничество с нацистами в Бухенвальде, где был в связи с совершением уголовного преступления. Второй, обер-стукач в зоне ВС 389/35, сидел отнюдь не по «диссидентской линии». И первый, и второй с нами в зоне не общались…
Не так давно я узнал, что в период гласности и перестройки Вачнадзе и Блинов «перековались», их исторические изыскания изменили направленность. Так же мгновенно перековались и прежние украинские эксперты, некоторые из них заняли руководящие должности в исторических и политологических структурах независимой Украины.
Зачем пишу о далеком прошлом? Можно было бы и не вспоминать. Умер, распавшись, СССР. Почти все участники тех событий на кладбищах. И диссиденты, и преследовавшие их ложью и тюрьмой палачи. Знаю, почему пишу о прошлом. Оно, увы, прорастает новой ложью, новыми искажениями истории. И, к сожалению, еще долго будет прорастать в нашем будущем. Когда слушаю голоса и аргументы многих наших политиков, узнаю прежних. Всех этих Кичко, Рымаренко и Вачнадзе с Блиновым.
Они – опасны. Об этом должны знать и помнить молодые украинцы.