Таким образом, на сегодняшний день закон применили только к двум активистам из Одессы. Апелляционный суд Одесской области 27 декабря отменил все обвинения против участников одесского Евромайдана Алексея Черного и Вячеслава Шкрибляка - освободил их от административной ответственности (админарест на пять суток) за невыполнение требований милиции и хулиганство.
Активистам, задержанным в Киеве, грозит не административная ответственность и не пять суток ареста. Ярослав Притуленко, которого “Беркут” схватил даже не на Банковой, а на соседней улице Шелковичной, находится под стражей уже второй месяц. Если его будут осуждать по 294 статье - массовые беспорядки, то грозит ему, страшно даже писать, максимум 15 лет лишения свободы.
Безумие. Особенно с учетом того, что Ярослав однозначно попадает под действие нового закона о непреследовании активистов. Адвокаты говорят, что Притуленко и остальных задержанных, которые подпадают под действие закона, должны были освободить еще в полночь 26 декабря, как только закон вступил в силу.
По закону прокуратура обязана закрыть уголовное производство на протяжении 10 дней после вступления закона в силу. А отпустить задержанных должны были 26 декабря, так как их деяние декриминализировано, и, соответственно, необходимость в мере пресечения отпала. Нет никаких оснований держать под стражей Притуленко, Дзиндзю и Кадуру.
— Адвокат Виталий Касько
Журналист “Дорожного контроля” Андрей Дзиндзя, при виде которого гаишники впадают в транс, находится под стражей уже почти месяц, с 5-го декабря. Ходят слухи, весьма правдоподобные, что руководство ГАИ оббивает пороги кабинетов киевской прокуратуры, умоляя Дзиндзю не отпускать. Дзиндзя тоже, безусловно, попадает под действие нового закона - его обвиняют в угоне трактора на Банковой 1 декабря. Еще одного активиста - Владимира Кадуру обвиняют в том, что он этот трактор вел к Администрации Президента. Кадура и Дзиндзя встретили новый год в Лукьяновском СИЗО, хотя должны были выйти из него, как и Притуленко, 26 декабря. А милиционеры, которые избивали ребят при задержании, совершенно свободны. Как и бойцы "Беркута", метелившие людей 30 ноября и 1 декабря.
В том же Лукьяновском СИЗО находится адвокат Дзиндзи - Виктор Смалий. Формально он не является участником массовых акций, но дело его политическое. На суде по избранию меры пресечения Дзиндзе Виктор Смалий обвинил судью Владимира Бугиля в предвзятости, сам суд назвал судилищем. Когда Бугиль объявил свое решение - два месяца под стражей - Смалий подскочил к нему и якобы схватил за рукав. Я была в зале суда, но рукав Бугиля не видела, потому что его тут же закрыла своими спинами милиция. Покуситься на жизнь судьи при таком количестве милиционеров смог бы разве что человек-паук, спрыгнув с потолка. Тем не менее, Смалия обвиняют именно в покушении.
Чтобы лучше понять эмоции Смалия, перечитайте “Сказку о Тройке” Стругацких. Все последние суды по делам активистов были очень похожи друг на друга.
Вот судья с мертвяцким, лишенным всякого выражения лицом. Судьи разные - маски одинаковые.
Вот хамоватый прокурор, который нервно подергивается, слушая адвокатов.
Судья: Мне подали ходатайство от телеканалов (перечисляет, каких именно) о проведении видеосъемки.
Адвокат: Нет возражений.
Подзащитный: Нет возражений.
Прокурор: Не вижу в этом потребности.
Судья: Отлонено!
Таким же образом отклоняются, одно за другим, все ходатайства адвокатов. В конце решение - два месяца под стражей, если суд по избранию меры пресечения. Если слушается апелляция - она отклоняется.
27 декабря все тот же Печерский райсуд Киева отказался удовлетворить ходатайство адвоката Валерия Гарагуца, задержанного также за штурм Банковой 1 декабря, о применении к нему закона о непреследовании активистов, мотивируя это тем, что такой вопрос должен рассматриваться на заседании по сути дела, а это было предварительное заседание. Дело вернули в прокуратуру.
Гарагуц, к счастью, уже не в СИЗО, но уголовное производство по его делу не закрыто. Также, как и производства по делам еще пары десятков активистов Майданов по всей Украине.
Сегодня можно констатировать: новый закон о непреследовании активистов не применяется. Обещание Виктора Януковича отпустить задержанных не выполнено. Надежда оказалась ложной. Завтра истекают 10 дней, отпущенные на прекращение уголовных производств по делам активистов. И завтра - выходной день. Украинские совершенно независимые суды и прокуратуры игнорировали закон все 10 дней, и нет никаких оснований полагать, что позже они вдруг окстятся. Адвокаты подают тонны ходатайств в различные инстанции, но эффект такой, будто они пишут письма Деду Морозу.
— Виктория Герасимчук
Случай в Одессе - исключение, связанное, скорее всего, с тем, что там речь шла только об административной ответственности. А, может, до одесского суда просто не дошла информация из Администрации президента о том, что закон применять не нужно, что он принят чисто “для галочки”?
Украинская власть, правоохранители, суды с ослиным упрямством продолжают делать все то, против чего протестуют люди на Майдане. Самое смешное - когда принимался закон о непреследовании активистов, многие волновались, что его будут применять к “Беркуту”, избивавшему людей, и к милицейским начальникам. Не будут - просто потому, что нет надобности. Они не преследуют и не собираются преследовать сами себя. Судят избитых, а не избивших.
Но отчаиваться не нужно. Мы знаем свою милицию и прокуратуру уже не первый год. Перемены к худшему не случилось - все и так уже было совсем плохо. А Майдан дает надежду на перемены к лучшему, пусть, похоже, и не быстрые. Об переменах к лучшему обещаем в ближайшее время - на LB.ua.