После двух недель в России начинаешь ощущать себя частью большой славянской общности и мыслить категориями «Мы и они». Транзитная зона «Москва» только усиливает это чувство. Регулярный просмотр новостей достает из глубин памяти позабытый наказ — империалисты не дремлют.
На втором месте по уровню «вредности» идут «потомки бандеровцев». Украинский национализм присутствует в информпространстве во всех формах, а идеологические войны, направленные против врагов канонического православия (формально — в поддержку единоверцев), являются красочным дополнением к размашистой внешней политике РФ.
...По одному из общедоступных каналов в формате для «полуночников» крутят документальный фильм «Трагедия Галицкой Руси». Фильм снят еще в 2010 году, но повторение — мать учения. Понятно, что в России на корень «рус» люд слетается, как мухи на неподобающие запахи. «Трегедия Руси» рассказывает об украинских подданных Австро-Венгрии, называвших себя русинами, которые в Первую Мировую войну стали узниками концлагерей из-за подозрений в симпатии к России.
Руси́ны — исторический эндоэтноним жителей Руси, изначально употреблявшийся только в форме единственного числа — русин, в то время как множественное число выражалось формами русь либо русьскыи (люди). Форма множественного числа русины возникла в XVI веке и служила обозначением православного и униатского населения Дунайских княжеств, Венгерского королевства, белорусов и украинцев Великого княжества Литовского и королевства Польского. В настоящее время этноним сохранился только у некоторых групп восточнославянского населения: на Лемковщине, а также в Воеводине и Паннонии.
Но рассказы о муках русинов-украинцев — лишь фон. Главный смысл фильма состоит в том, что современные украинцы пронесли через века притеснений любовь к вере предков — православию. Об этом и рассказывают на чистейшем украинском языке прихожанка храма в Бродах Мария Омелюх и протоиерей Ярослав Огерук. Священнослужитель напоминает всем завет Богдана Хмельницкого о неделимости трёх восточно-славянских народов, трёх родных братьях...
Через несколько дней мы едем в небольшой городок Юрьевец, что на берегу Волги: хотим посмотреть на древние храмы. Уже там обнаруживаем, что в здешних местах родился Андрей Тарковский. Пытаясь отыскать вход на территорию монастыря с необычной для здешних мест 5-ярусной колокольней, натыкаемся на объявление, от которого веет Родиной.
Так, митрополит Тернопольский и Кременецкий благословляет иерея Иоанна на сбор средств по Белоруссии, Украине и России для строительства православного храма в городе Борщёв. К «разрешению» прикреплено письмо, очевидно, от паствы.
«...а вокруг на 100 км практически нет Канонического Православия... 20 лет назад храм был захвачен униатами... местные власти и агрессивно настроенные «националисты» всячески препятствуют строительству неговоря о какой-то помощи...», - значится в письме.
Внизу приписка: «P.S. Вокруг только враждебно настроенные униаты и УПЦ КП».
Для меня верующие и футбольные фанаты уже давно стоят на одной ступеньке развития. И те, и другие признают только «своих». Совершенно очевидно, каким будет отношение к жителям Западной Украины со стороны верующих Юрьевца и других городов, в которых иерей Иоанн предусмотрительно вывесит разрешение на сбор средств и сдобрит его письмом от православной общины Борщёва.
Я сознательно не расспрашивал простых россиян, с которыми приходилось пересекаться, об их отношении к Украине. Какая разница, когда они заведут песнь о националистах, притесняющих их православных братьев — прямо в разговоре со мной или после промывки мозгов, устроенной центральными каналами в случае получения приказа сверху. Православные островки в Западной Украине — не только центры влияния, но и точки давления.
А поводы для распрей найдутся. Не православие, так флот. Как тут удержаться от праведного гнева, когда ведущий программы «Реакция Вассермана» проникновенно отвечает потомкам бандеровцев из «Свободы», высказавшимся по поводу ЧФ в Севастополе: «Российский флот был там до возникновения государства Украина, будет и после...». Хотя реакции господина Вассермана именно на этот пассаж почему-то не последовало.
...Я сканирую лица пассажиров в вагоне московского метро, стараюсь не сбиваться со счёта и гуляя по городу, и поэтому во мне зреет вопрос: господа, а вы точно уверены, что украинские националисты и униаты — это ваши главные враги на «внутреннем» пространстве?