Дефицит билетов и спекулянты появляются на вокзалах, как правило, в преддверии государственных и религиозных праздников, когда населению предоставляют дополнительно денек-другой на отдых. В этот период железнодорожные билеты в наиболее популярных направлениях разметаются за неделю до отправления поезда. И тут, откуда ни возьмись, появляются ушлые перекупщики и предлагают билеты втридорога.
Для эксперимента мы решили проверить наличие билетов на 27 июня – канун Дня Конституции, из Киева – в наиболее популярных направлениях: западный и южный регионы Украины.
Итак, на момент написания статьи, в кассах центрального железнодорожного вокзала в городе Киеве оставались в продаже на 27 июня из Киева в направлении Западной Украины билеты на поезда №91, 141, 169 Киев – Львов, №111 Харьков – Львов (через Киев), №99, 81, 13 Киев – Ужгород, №43 Киев – Ивано-Франковск. Из Киева в направлении АР Крым оставались места на поезда №146, 237, 12, 282 Киев – Симферополь, №298 Киев – Севастополь и №205 Киев – Феодосия. Также были свободные места на поезда Киев – Москва. Перекупщиков же в кассовой зоне не наблюдалось.
Куда же подевались эти воротилы заветных полок? На этот вопрос нам согласился ответить Андрей, который еще в конце 90-х – начале 2000-х годов занимался не совсем легальным бизнесом (но кстати и не запрещенным) – перепродажей железнодорожных билетов.
Откровенно об именных билетах
«С ведением именных билетов перекупщику стало работать куда сложнее, – рассказывает Андрей. – Мне пришлось заниматься этим бизнесом в начале 2000-х годов, когда также действовало правило именных билетов. Конечно, мы находили способы достать билеты, но с отменой правила именного билета это стало куда проще. Ведь можно было просто купить, к примеру, сто билетов на наиболее востребованные поезда и перепродать, когда все билеты в кассах уже будут раскуплены. Сейчас такая схема не работает – не купишь же 100 билетов на одну фамилию».
Также новые правила исключают возможность переоформить билет на другого человека. А договориться с проводником, чтобы тот посадил пассажира с личными данными, которые не совпадают с указанными в билете, практически невозможно. «Здесь уже больше, так сказать, сказывается человеческий фактор. Факт тот, что сейчас проводники предпочитают не рисковать работой за “подсадного” пассажира за 20-50 гривен – возможно, боятся. Ведь говорят, что руководство Укрзализныци ужесточило контроль над проводниками. Их за такие махинации увольняют», – делится Андрей.
Сами проводники делятся, что без документа, подтверждающего личность, не имеют права впустить пассажира в поезд. Себе дороже будет, так как проверки участились и конкуренция за рабочее место между проводниками растет. Денег за это также не берут. «Это очень серьезное нарушение, которое влечет за собой жесткое наказание, вплоть до увольнения», – говорит проводница Ольга.
Скоростные поезда – осиновый кол для перекупщиков
По мнению Андрея, свою лепту в борьбу с перекупщиками внесли и скоростные поезда. С их внедрением в прошлом году появилось больше предложений свободных мест, а их более высокая цена не позволяет перекупщикам рисковать, фактически лишает их маржи, связанной со стоимостью билетов.
«В случае отсутствия свободных мест на обычные поезда пассажиры уже не впадают в панику и не бегут к перекупщику за билетом, который стоит в три раза дороже, а покупают билет в кассе на скоростной поезд. По деньгам – это выгоднее, да и легально вполне, чем просто говорить незнакомцу фамилию-имя и давать еще задаток. Если сопоставить цену у перекупщика на ночной поезд и на дневной скоростной в кассе, то здесь практически нет разницы, но комфорт берет свое», – говорит Андрей.
Так, цена в кассе на скоростной поезд Киев – Львов – 250–450 грн., а на ночной у перекупщика – 300-500 грн. «И кто теперь будет брать у меня билет на фирменный ночной 91?» - риторически вопрошает Андрей.
Кстати, в Европе отсутствие проблемы спекуляции железнодорожными билетами объясняется, прежде всего, отсутствием дефицита предложения, а также развитостью передовых электронных технологий при продаже проездных документов, которые исключают в работе человеческий фактор. В Украине сейчас же через Интернет реализуется лишь 5,6% билетов от общего количества, когда как, к примеру, в Германии – больше 40%.
Кто в ответе за перекупщиков?
Наш собеседник вообще не понимает, к чему этот советский ярлык. «Есть нормальное рыночное понятие – торговля. И работает она только там, где есть дефицит и сдерживание цены. Тогда понятно, что спрос на дешевые путешествие (в объективно на железной дороге путешествие самое дешевое) всегда будет превышать предложение, а значит, что у меня всегда есть шанс заработать», - находится наш собеседник.
В Укрзализныце неоднократно заявляли, что у ведомства нет непосредственных и законных рычагов влияния на решение проблемы спекуляции. Со своей стороны железная дорога регулярно усложняет жизнь перекупщикам, причем за счет максимально жестких условий работы для своих кассиров. В каждой кассе установлены устройства, которые во избежание конфликтных ситуаций записывают диалог между кассиром и пассажиром, а также могут быть полезны, если возникнет подозрение о сговоре кассира со спекулянтом).
Что касается ответственности за перепродажу билетов, то соответствующей статьи ни в Административном, ни в Уголовном кодексе Украины мы так и не нашли. Единственное, в чем можно обвинить спекулянта – торговля в неустановленных местах. Но штрафами за такого рода нарушения напугаешь разве что бабушек, которые торгуют семечками в подземных переходах.