Журналисты побывали в единственном в Украине дисциплинарном батальоне для солдат-срочников со всей страны, в народе именуемом «военной тюрьмой». Находится она на окраине столице, на улице Бориспольской. Вчера сюда с проверкой приехал заместитель военного прокурора Центрального региона Павел Курило. По его словам, уже в этом году военные прокуроры будут просить судей активнее наказывать виновных солдат именно дисбатом, а не тюрьмой, потому как последняя ломает человеческие судьбы. За тройным забором, два из которых сделаны из колючей проволоки, сейчас отбывают свои сроки 17 солдат. За «дедовщину» и грабежи они осуждены судами на сроки от полугода до двух лет, а по освобождении пойдут дослуживать в армии.
«Будучи младшим сержантом, я издевался над военнослужащими. Сначала нормально объяснял их задачи, но некоторые не понимали, относились халатно к уставу. К ним применял силовые методы, — рассказал нам 23-летний осужденный Александр. — А когда в часть приехала прокурорская проверка, то солдаты пожаловались на меня. Меня осудили за «дедовщину» на два года. Уже осталось отсидеть 56 дней и еще 7 дней отслужить в армии. Думаю, дисбат — это все-таки больше армия, чем тюрьма. Мы здесь, трудясь лопатой, исправляемся. Получается, что я в армии уже третий год. Здесь у нас, кстати, дружный коллектив. По освобождении еще не решил, чем займусь, до армии я учился в техникуме на правоведении, но прокурором быть не хочу».
В казарме, где содержатся 17 узников, вчера было не слишком тепло. Термометр показывал +17,5, в коридоре еще прохладнее.
«Это из-за того, что мы с вами с улицы нагнали холода», — оправдывались командующие части. С утра у дисбатовцев шло занятие по гуманитарной подготовке. На столе в классе мы заметили литературу об УПА, Кутузове и казачестве.
Отвечая на вопрос о том, что узники дисбата ели с утра, один из осужденных замялся и, подумав, ответил: «С этим вопросом обращайтесь в наше управление». Но потом добавил: «Вообще кормят нормально — пюре из картошки, дают постоянно рыбу, чай, масло, сыр, борщ, рассольник, каши». Ситуацию прояснили командующие. «С питанием есть проблемы, — признает представитель Главка военной службы правопорядка ВСУ Александр Пельц. — В последние дни они ели сухой паек из-за проблем с поставками (напомним, поставщик питания для солдат фирма «Ивала» отказалась сотрудничать с Минобороны до погашения долгов)». А чтобы дисбатовцам жизнь медом не казалась, осужденным разрешают общаться по телефону лишь раз в месяц (10 минут), видеться с родственниками — до 4 часов в месяц и один раз в три месяца бывать на длительном, трехсуточном, свидании.
Дисбатовцы в свободное от работы (производят стройматериалы), строевой и гуманитарной подготовки время с удовольствием перетягивают канат, играют в шахматы, настольный теннис, бильярд и качают мышцы в местном спортзале. «Это их любимые занятия», — рассказали командиры.