От практической реализации этого шага удерживает только физическая невозможность его совершить. А точнее, невозможность прорваться сквозь стену спрессованных потных тел.
К концу поездки, дарящей незабываемые ощущения шпротины в консервной банке, ты уже готов признаться в чем угодно, лишь бы закончилась эта пытка.
Хотя, кажется, пытка вожжой – это что-то из Древнего Китая. В общем, неважно. К общественному транспорту в летней Одессе приложили руку экзекуторы всех времен и народов.
Я, как человек вынужденный постоянно пользоваться этим средством передвижения, периодически пытаюсь выяснить, а нельзя ли оборудовать его кондиционерами? По примеру благословенного стамбульского трамвая. И мне объясняют: нельзя. Во-первых, дорого. Если поставить кондиционеры, плату за проезд придется поднять, а она и так немалая. Во-вторых, стамбульский трамвай стоит на остановке 19 секунд, кондиционированный воздух не успевает выветриться. У нас же кондиционеры будут охлаждать улицу.
А, ну да, конечно. Наш транспорт стоит на остановках по две – три минуты. Трамваи и троллейбусы замирают в ожидании: вдруг еще пассажир подойдет. Им план делать надо. Маршрутки, потому что «дура диспетчер сразу две машины на маршрут выпустила», и водитель «не намерен ехать пустым». В каком состоянии во время этого ожидания находятся пассажиры в салоне, никого не интересует.
И вдруг оказывается, что все новые троллейбусы (а ходят они по первому и второму маршрутам) снабжены кондиционерами. Чтобы пассажирам было комфортнее. И все эти агрегаты работают. Сообщил об этом журналистам не кто-нибудь, а сам мэр Одессы. Информация о том, что пассажиры первого и второго троллейбусов как задыхались от духоты, так и задыхаются, его очень удивила. По словам Эдуарда Гурвица, ему не докладывали, что кондиционеры не исправны.
Так что же получается, управление транспорта обманывает самого, страшно сказать, мэра? Ему не доложили или о том, что кондиционеры поломаны, или о том, что водители не хотят их включать.
А мог бы коммунальный электротранспорт стимулировать установку кондиционеров в маршрутках. Или хотя бы небольшую переделку окон в автобусах на одесских улицах.
Нет, заместитель начальника управления транспортного комплекса Владимир Макарчук уверяет, что вентиляция в маршрутках них соответствует санитарным нормам. Интересно, нормам для каких регионов? Для Луцка и Чернигова, где производят популярные ныне у маршруточников «Богданы» и «Эталоны» - возможно. Но для Одессы в разгар летнего сезона двух-трех узеньких форточек и одного люка на крыше маловато.
Впрочем, о необходимости как-то повысить комфортность проезда в одесском общественном транспорте можно говорить сколько угодно. Но пока одесские чиновники, хотя бы недельку не поменяют служебные машины на автобусы и троллейбусы, дело с мертвой точки не сдвинется.