ГлавнаяОбществоЖиття

Сказки от Януковича

Социальный блок предварительной программы реформ Виктора Януковича на 2010-2014 годы, презентованной на прошлой неделе, состоит из четырех направлений. Медицина, пенсионное страхование, образование и соцобеспечение — по каждой отрасли представлен достаточно четкий и, нужно признать, неглупый план реформ. Если бы лица, на которых возложена реализация этих планов, были не столь хорошо знакомы и не столь печально известны, можно было бы предположить, что в самых проблемных отраслях действительно затеваются масштабные реформы.

Сказки от Януковича

Контрактная медицина

Две основные проблемы государственной медицины, озвученные в программе реформ: низкое качество медицинских услуг и их недоступность для некоторых групп населения. В частности, называются высокий уровень детской смертности (в 2,5 раза выше, чем в странах старой Европы) и низкая ожидаемая продолжительность жизни - 68,2 года. Причины проблем указаны правильно — отсутствие адекватного государственного регулирования, неэффективное финансирование отрасли и, главное, полное отсутствие связи между финансированием и качеством услуг. При это ни слова не сказано о коррупции, которая, в свою очередь, является причиной причин — государственные деньги уходят не в пол, а в карманы чиновников, причем на том уровне, который к указанию услуг не имеет никакого отношения. Впрочем, возможно, это вкладывается в понятие неэффективного государственного регулирования.

В части государственного регулирования программа предлагает создание территориальной сети медучреждений с акцентом на первичную медицинскую помощь. Такая реформа в стране давно назрела — именно с оказанием первичной медицинской помощи обычно возникает наибольшее количество проблем: в селе может не быть даже фельдшера, в маленьком городе — узкопрофильного специалиста, да и в столице можно попасть к врачу, который прямо выскажет нежелание говорить с пациентом, например, из-за маленькой зарплаты. Проколы на этапе первички перегружают профильные медицинские учреждения как уже тяжелобольными (и нередко из-за отсутствия первичной врачебной помощи) пациентами, так и пациентами, которые просто не смогли найти врача для первичного осмотра и консультации.

Фото: Макс Левин

Словом, территориальная медицинская реформа будет не лишней, если у государства, конечно, хватит ресурсов и желания выполнить заявленное. Согласно программе реформ, в стране уже до 2012 года будет создана трехуровневая медицинская система: первичная медпомощь будет финансироваться на уровне района или города, вторичная (специализированная) и скорая помощи - на областном уровне, третичная, высокотехнологическая и узкопрофильная, - государством. Поможет ли перераспределение денег решить проблему их нехватки — вопрос риторический. Авторы программы уверены, что денег на здравоохранение в Украине выделяется более, чем достаточно, а фактор коррупции, как уже говорилось, про составлении документа не был учтен. Да и, собственно, рассчитывая на коррупцию, нет смысла начинать никакие реформы, кроме антикоррупционных.

При этом следует учитывать, что передел медицинских учреждений на новые округи — процесс, который вряд ли реально закончить за два года. Для начала нужно собрать адекватную информацию о состоянии дел на сегодняшний момент, оценить потребность того или иного района в медицинской помощи, где-то построить больницу, где-то закрыть, нанять персонал, закупить технику... Местами медицинскую инфраструктуру придется строить буквально с нуля, и если новая власть это сделает хотя бы и после 2012-го года — украинцы простят ей любое «кровосишество».

Еще один финансовый момент - программа предлагает закупать у медучреждений услуги на контрактной основе, а все медицинское оборудование — в рамках целевых бюджетных программ. Персонал лечебных учреждений будет получать зарплаты на сдельно-гонорарной основе, а мониторить качество услуг и соответствие лицензиям будут отдельные бюджетные структуры — независимые центры или агентства. Если судить по опыту прошлых лет, наличие целевой программы еще не гарантирует наличие денег на ее выполнение, в полном объеме — так точно. Сложно представить себе, в какой тупик отечественное здравоохранение поставит отсутствие денег в бюджете за выполнение уже оказанных услуг. В этой части неострожные реформы грозят коллапсом. Что же касается отдельного агентства, то практика всех государственных надзорных органов показывает, что их существование только увеличивает расходование средств: часть денег идет на содержание аппаратов, а все остальное добирают из бюджета чиновники, которые вынуждены приплачивать за нужные разрешения и акты еще одной структуре.

Заслужить пенсию

Документ сообщает, что во внедрении пенсионных реформ Украина безнадежно отстает от прогрессивного мирового сообщества. Это и не удивительно, если учесть, что не один украинский политик не рискнул взять на себя смелость поднять пенсионный возраст хотя бы на два года, хотя необходимость этого шага давно очевидна. Пенсионная проблема напрямую связана с демографией: пенсионеров много, трудящихся мало — на 10 налогоплательщиков приходится уже 9 пенсионеров, и прогноз на будущее неутешителен. А уж если команда Януковича до 2014 года подтянет ожидаемую продолжительность жизни до среднеевропейской... Единственное решение проблемы, о котором уже давно говорят эксперты, - это снижение количества пенсионеров путем повышения пенсионного возраста и необходимого для пенсии стажа. Можно предположить, что несмотря на соответствующий пункт в программе реформ, нынешнее правительство и нынешний президент тоже не станут гневать электорат и повышать пенсионный возраст.

Фото: Макс Левин

Другой пункт — развитие системы пенсионного страхования и внедрение единого социального налога — более реалистичен. Хотя для украинцев пенсионное страхование является нетрадиционной формой обеспечения старости, а накопление где-то там в государственном фонде вообще не вызывает доверия (по крайней мере у поколения, которое осталось с книжками Сбербанка на руках). Очевидно, такие реформы тоже не придутся по душе электорату, хотя и будут менее резонансны, чем возможное повышение пенсионного возраста.

То же касается и дифференциации пенсий — теоретически их можно дифференцировать до наступления полной справедливости, а фактически ждать справедливости от государственного аппарата (не только украинского) не приходится. Измерить, кто сколько работал, и что он за это должен получить на старости, - не просто, и вряд ли пенсионеры будут довольны итогами любого передела (кроме всеобщего повышения конечно).

Образование, как в Европе

Единственная совершенно неадекватная реалиям социальная программа — реформа многострадального образования. В ней нет ни слова о главной проблеме образования — министре Дмитрии Табачнике, а также о масштабной многолетней реформе образования под названием «туда-сюда» и собственно содержании образования.

Эта отрасль устала от реформ. Ее не нужно реформировать дальше — нужно наконец-то наполнить содержанием выбранную форму. Сделать качественные школьные учебники, допечатать их в нужных количествах, стимулировать к труду педагогов и молодых педагогов. Вместо того министр увлекся переписыванием учебника по истории (и уже успел сообщить, что лидеры ОУН-УПА Роман Шухевич и Степан Бандера будут представлены в этом учебнике, как коллаборационисты) и попытками отменить все реформы последних лет.

Впрочем, в программе реформ о старых реформах — ни слова. Как и о коррупции, опять-таки. По мнению авторов документа, наибольшей проблемой украинского образования является то, что наши вузы не представлены в международных рейтингах на видных местах, недоступность образования и диспропорция между спросом на рынке труда и предложением вузов. И, вы будете, смеяться, отсутствие общего образовательного пространства. Грешным делом можно подумать, что программа противоречит заявлениям руководства страны о пагубности Болонского процесса, но нет, на самом деле речь идет о едином образовательном пространстве внутри страны. Болонский процесс в программе вообще не упомянут, как, например, и независимое внешнее тестирование или количество лет обучения в школе. Видимо, авторы не хотели опережать события и придумывать то, что для себя еще окончательно не придумали Янукович и Табачник.

Соответственно выбранным проблемам программа предлагает и расширение сети дошкольных образовательных учреждений, и большую денежную автономию вузов и тщательный мониторинг ситуации на рынке труда. Даже при условии четкого и неукоснительного выполнения — не самые нужные меры. Далеко не все родители так уж хотят отправить ребенка в государственный садик (хотя спрос несомненно превышает предложение и расширять сеть садиков нужно). Украинские вузы может спасти только конкуренция, а не автономия — то, что деньги будут распределяться на месте еще не означает, что профессура станет читать более интересные лекции.

О рынке труда — отдельно. Нынешний дисбаланс возник не на ровном месте. В стране не определены направления развития: что в дальнейшем Украина собирается производить, для кого, на каких предприятиях, будем мы страной программистов или авиаторов? Или, может быть, будем демонстрировать чудеса в сельском хозяйстве? Будущее страны совершенно неясно, и в таких условиях регулировать кадровое предложение будет сложно. В любом случае, многие предприятия готовят себе кадры сами и за собственные деньги, в этом вопросе можно чудесно обойтись без трех государственных комиссий по регулированию.

В окончательном варианте программы хотелось бы все-таки найти ответы на самые животрепещущие вопросы: останется ли Украина в Болонском процессе, как побороть коррупцию в вузах, если вернуть туда вступительные экзамены, зачем снова менять количество лет обучения в школе? И, главное, кто и когда возьмется выяснять, чему учат в школе детей — не только на уроках истории — а вообще? С фронта вступительной кампании уже идут тревожные известия — в этом году внезапно увеличилось количество медалистов с 7 до 10,8 тыс. человек — это очевидно следствие преувеличенного значения среднего балла аттестата в этом году. Родители подкупают школьных учителей, а многие учителя и сами рады завысить детям оценки. Грандиозная вступительная реформа — внешнее тестирование, на которую было потрачено столько денег и времени, - фактически под угрозой срыва.

Минимум льгот

Реформа системы социального обеспечения — одно сплошное нарушение конституционного права украинцев на льготы. Хотя прямо об этом, конечно не говорится. В программе речь идет о том, что льготы должны быть пересмотрены, адресны, а при их назначении будут использоваться прямые и непрямые методы определения уровня доходов претендента. Цель — уменьшить количество льготников среди якобы небедных слоев населения.

В некоторых областях страны работники соцобеспечения уже давно наносят визиты льготникам с целью выяснить, что у них сегодня на ужин. Вареники? С мясом? Свинина?! Записываем в книжечку. Очевидно, в будущем такой метод «непрямого» определения доходов получит более широкое применение. Вот только как на основании вареников будут отменяться льготы — пока неясно. Скорее всего, никак, - попытка пересмотреть льготы столько же невыгодна политикам, как и пенсионная реформа.

Можно предположить, что высокопоставленные чиновники откажутся от своих льгот — но в предыдущие годы народные депутаты не стеснялись дружно заваливать подобные законопроекты (вместе с попытками снять с самих себя неприкосновенность).

Идея-фикс реформы социального обеспечения — заставить льготников реже и скромнее пользоваться коммунальными услугами. Ситуация парадоксальна, так как единственное, что может заставить людей использовать меньше воды, к примеру, это как раз высокие цены на воду. Впрочем, возможно, будет принят какой-то нормативный акт о лишении льгот при превышении определенных объемов использования ресурсов. И именно с этого в Украине начнется экономия электроэнергии, воды, газа и всего прочего, на чем у нас никогда не экономили.

Фото: Макс Левин

Программа обещает также создание единого государственного социального агентства, которое будет оказывать помощь незащищенным слоям населения. Дело хорошее, главное, чтобы после создания до конца 2012 года агентства еще остались деньги на собственно помощь и наем социальных работников. Собственно, для того, чтобы воплотить в жизнь все обещанное в социальном блоке программы, Украине придется открыть месторождения как минимум золота и нефти. Или, что менее вероятно, месторождение честных чиновников.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram