ГлавнаяОбществоОсвіта

Частные вузы: рискованная альтернатива?

После недавних резких заявлений министра образования и науки Украины в адрес приватных высших учебных заведений многие абитуриенты и их родители начали задумываться: а стоит ли поступать в частный вуз?

Частные вузы: рискованная альтернатива?
Фото: www.odintsovo.info

Сам Дмитрий Табачник считает, что среди всех негосударственных вузов страны большая их часть отвечает необходимым требованиям и может обеспечить студенту качественное образование, но есть среди них и некий процент «аутсайдеров», главная задача которых – «делать деньги и клепать дипломы». Таким видением ситуации министр поделился на совещании руководителей учебных заведений Украины приватной формы собственности 28 мая 2010 года.

Приватное образование в Украине появилось более двадцати лет назад. В 1995 году количество частных учебных заведений составляло 123. На сегодняшний день в Украине функционирует 187 лицензированных вузов приватной формы собственности. Из них: 43 университета, 9 академий, 71 институт, более 60 колледжей, техникумов и училищ. Общий контингент учащихся – почти 356 тысяч студентов. Ежегодно учебными заведениями приватной формы собственности выпускается около ста тысяч выпускников.

Работают в приватных вузах более двадцати тысяч преподавателей, из них – около 1300 докторов наук и профессоров. Для одиннадцати тысяч преподавателей эти учебные заведения являются основным местом работы.

Плюсы и минусы

– Образование может быть качественным и некачественным, независимо от формы собственности, – считает Александр Иванович Ляшенко, профессор, доктор педагогических наук, академик-секретарь отделения среднего образования Академии педагогических наук Украины. – Что касается будущего частных вузов в Украине, то оно во многом зависит от отношения государственной власти к приватному сектору образования – как к конкуренту или как к союзнику.

Фото: www.mediaport.ua

Именно качество образования должно быть главной целью любого высшего учебного заведения. Ведь это, в свою очередь, обеспечит студенту спрос на рынке труда. Для того чтобы эти цели были прерогативой отечественных вузов, все они, независимо от формы собственности, проходят одинаковые процедуры лицензирования и аккредитации.

При этом единые требования выдвигаются и к государственным, и к частным заведениям. Согласно Положению о лицензировании учебных заведений, вуз, который получил лицензию на проведение образовательной деятельности, должен владеть определенной учебно-материальной базой, обеспечивать соответствующую квалификацию педагогического состава, бытовые условия для студентов, четко определять в договорах (контрактах) взаимные обязательства с теми, кто обучается.

Сергей Владимирович Ветров, президент Донецкого института социального образования и директор Открытой педагогической школы, который в 1990 году первым в Украине учредил частный вуз, считает приватное образование хорошей альтернативой государственному. Ведь сама идея создания частных учебных заведений в Украине (и вообще на территории бывшего СССР) возникла из необходимости изменений в содержании и форме высшего образования. Например, использования инновационных методов педагогики, индивидуального подхода в обучении студентов.

Конечно, приватность вуза, иначе говоря, плата за учебу, не обязательно может гарантировать качество полученных знаний. Но это утверждение можно отнести и к государственным университетам. Более того: даже если государственный вуз будет обучать студента, грубо говоря, плохо, он все равно получит деньги из бюджета.

В государственных университетах материальная база и состав преподавателей обычно более весомы, чем в приватных. Это объясняется разницей в возрасте тех и других. Тем более, пока «частники» не находятся в равных условиях с «госами».

Фото: dp.ric.ua

В основе этого неравенства лежит расхожесть в правовом статусе. Так, частный вуз, который существует лишь благодаря плате за обучение, является коммерческим юридическим лицом, а государственный вуз, независимо от количества студентов-контрактников, остается некоммерческим бюджетным учреждением – это, в свою очередь, предполагает возможность получения дополнительных средств, которые не облагаются налогом.

Есть множество других нерешенных даже нормативно проблем частного сектора образования: дорогая земельная аренда, высокие налоги, неодинаковый, по сравнению с государственниками, порядок пенсионного обеспечения преподавателей и т. п.

Как избежать риска

Чаще всего в Украине закрывались (то есть лишались лицензии) структурные подразделения высших учебных заведений. Как, например, в прошлом году Тернопольская филия приватного высшего учебного заведения «Европейский университет».

Тогда же по решению государственной аккредитационной комиссии прекратил свою деятельность частный вуз «Бучацкий институт менеджмента и аудита».

В большинстве «несчастливых» случаев лицензии лишают не само учебное заведение, а прекращают подготовку в нем по отдельным специальностям. Или уменьшают лицензированные объемы. Между прочим, это касается не только приватных вузов: в 2009 году такая судьба постигла Буковинскую государственную финансовую академию и Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича. А в феврале этого года ГАК приняла решение ануллировать лицензию Коломыйского педагогического колледжа Прикарпатского национального университета им. В. Стефаныка для подготовки бакалавров по шести направлениям за нарушения лицензионных условий.

Как же избежать риска, выбирая вуз, не попасть к одному из тех заведений-«аутсайдеров», для которых образование является лишь бизнесом?

Первое, что надо проверить при поступлении в высшее учебное заведение, – срок действия лицензии и наличие аккредитации по вашей специальности. Если с формальной стороной вопроса все нормально, можно не переживать: государство в любом случае гарантирует, что диплом вы получите.

Фото: www.segodnya.ua

При выборе университета эксперты рекомендуют ориентироваться на результаты рейтингов. Но здесь возникают определенные неувязки: каждая структура (в том числе и СМИ) часто определяет рейтинг, исходя из своих субъективных позиций, что не способствует справедливой оценке. Поэтому лучше поинтересоваться у студентов данного вуза, что они сами думают о своей alma mater. Ведь народное мнение лучше всего отображает реальную ситуацию.

Кроме того, необходимо оценить материально-техническую базу учебного заведения: количество и состояние аудиторий, наличие библиотек и компьютерных классов с выходом в Интернет и т. п.

Не последнюю роль в формировании имиджа университета играют его творческие связи с другими вузами в Украине и за ее пределами.

Итак, прежде чем выбирать вуз, а котором вы хотите учиться, важно понять философию этого учебного заведения, в частности его отношение к студенту.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram