ГлавнаяОбществоОсвіта

Министрам образования СНГ рекомендуют разработать совместимые курсы истории и исключить двусмысленные трактовки (ТЕКСТ)

Участники международной конференции «Русская история в школьных учебниках. Опыт преподавания истории в СНГ и странах Балтии» предлагают министерствам образования и науки СНГ и стран Балтии приступить, по примеру ряда государств Европы, к разработке совместимых курсов истории, исключив из школьных учебников элементы политизации и двусмысленные трактовки прошлого.

Об этом говорится в резолюции, принятой по итогам трехдневной работы.

В резолюции также предлагается ходатайствовать перед главами государств СНГ и Балтии о подготовке и подписании соглашения о взаимном признании дипломов о высшем профессиональном образовании, о присуждении учёных степеней кандидатов и докторов наук.

Резолюция

Международной научно-практической конференции «Русская история в школьных учебниках. Опыт преподавания истории в СНГ и странах Балтии»,

Киев, 26-28 марта 2010 года

Мы, представители исторической науки и систем образования Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации, собрались вместе для поиска путей наиболее полного, объективного отражения исторического прошлого наших народов в школьных учебниках истории в наших странах. Необходимо положить конец тому, что стало в последние годы «войнами памяти», превратилось в игры политиков и «политических историков», наложило пагубный отпечаток на дошкольное, школьное и вузовское историческое образование, неразрывно связанное с преподаванием обществознания, языка, литературы, географии.

Крупные изменения на политической карте мира в конце ХХ века не отменяют тот непреложный факт, что народы стран бывшего СССР связаны общим историческим наследием и веками совместного созидания. Наши отцы и деды вместе строили города и предприятия, прокладывали дороги и космические трассы, обороняли Отечество, создавали науку и систему образования высочайшего мирового уровня. В предверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мы ещё раз подчеркиваем: решающий вклад в победу над фашизмом, имеющую непреходящее всемирно-историческое значение, внесли сражавшиеся плечом к плечу народы всех республик бывшего Советского Союза, ныне новых независимых государств.

Пересмотр советской и дореволюционной истории, её фальсификация привели к тому, что история Эстонии, Литвы, Латвии, Грузии, Украины, а с недавних пор Казахстана и некоторых других стран представлена в учебниках как многовековая борьба их народов за независимость от России.

Искажая реальные исторические события, принося в угоду политической конъюнктуре общечеловеческие ценности (верность, долг, воинская доблесть, любовь к Родине, жертвенность во имя жизни будущих поколений), власти ряда постсоветских государств посредством исторического образования взращивают в своих гражданах агрессию и ненависть к России, сеют вражду между народами, питают внутри- и межгосударственные конфликты.

Граждан постсоветских государств, особенно детей и молодёжь, пытаются сделать заложниками целенаправленной националистической политики государственного регулирования исторического знания. Вместо национальных историй появились её националистические извращения. Навязывается выборочное отношение к фактам прошлого, вычеркиваются из истории славные имена. Россия превратно изображается главным виновником бед и потрясений народов государств СНГ и Балтии, злейшим их врагом. Перечёркивается память о родстве славянских народов, единых корнях русских, украинцев и белорусов, о совместной созидательной деятельности других народов постсоветского мира.

В практике преподавания истории в странах СНГ и Балтии сложилась тенденция принуждения к отказу от общероссийского исторического прошлого, русского языка и культуры, тысячелетних духовно-нравственных ценностей.

Предпринимается всё возможное, чтобы в интерпретациях прошлого противопоставить русский народ и другие народы исторической России, а в настоящем - народы новых государств по признаку этнической принадлежности, языка, культуры.

Мы заявляем, что историю изменить нельзя.

Мы решительно против того, чтобы националистические мифы и вирус беспамятства, распространяемые через системы образования, СМИ, культивировали неприязнь и вражду между народами, подталкивали к конфронтации в межгосударственных отношениях.

Тотальный контроль за содержанием учебной и методической литературы, блокирование альтернативных официозу источников информации, формирование обстановки страха в преподавательской среде недопустимы. Этим наносится непоправимый удар по научным историческим и педагогическим школам, по системе образования, по Учителю, по интеграционным процессам.

Рекомендованные и допущенные к использованию в образовательном процессе учебники по национальным историям в целом ряде республик бывшего СССР растворяют историю своих же стран и народов в курсах всемирной истории и представляют ценность разве что для психоанализа нездоровых социокультурных явлений. Фальсификации, ложь и извращения, которыми изобилуют эти учебники, зачастую граничат с расизмом, шовинизмом, нацизмом, поражают полным пренебрежением к мировой практике, нормам международного права, действующему законодательству новых независимых государств.

Оголтелая дерусификация, набравшая силу в области образования в большинстве стран бывшего СССР, несёт опасность не только для разделённого новыми границами русского народа. Она мешает всем народам новых независимых государств жить в гармонии со своим историческим прошлым.

Настало время положить конец войнам исторической памяти!

Мы полагаем необходимым:

1. Предложить парламентам государств СНГ и стран Балтии провести парламентские слушания «Государственные концепции исторического образования и практика их реализации» с целью недопущения проникновения националистической и этнократической идеологии в системы образования. Особое внимание при выработке концепций исторического образования уделить региональной истории.

2. Рекомендовать министерствам образования и науки СНГ и стран Балтии приступить, по примеру ряда государств Европы, к разработке совместимых курсов истории, исключив из школьных учебников элементы политизации и двусмысленные трактовки прошлого.

3. Предложить руководителям институтов истории Академий Наук стран СНГ и Балтии провести совместное заседание по теме «Научный уровень содержания школьных учебников истории и профессиональная этика историка: мировой и отечественный опыт» для выработки рекомендаций по внесению изменений в образовательные стандарты.

4. Для развития русской школы, сохранения традиций русского образования ходатайствовать перед главами государств СНГ и Балтии о подготовке и подписании соглашения о взаимном признании дипломов о высшем профессиональном образовании, о присуждении учёных степеней кандидатов и докторов наук.

Обеспечить равноправие языков в образовании.

5. Продолжить практику проведения международных конференций по проблемам исторического образования, изучения русского языка и литературы. Считать целесообразным создание специального интернет-ресура «Рассказчик», разоблачающего всевозможные «националистические нарративы».

6. Подготовить для учителей школ сборник очерков «Школьная история в постсоветское время».

7. Считать целесообразным создание в Киеве неправительственной организации - Институт «Украина - Россия» - с задачами изучения всего многообразия новейшей проблематики межкультурных, международных и межгосударственных взаимоотношений.

8. Опубликовать материалы Международной научно-практической конференции «Русская история в школьных учебниках. Опыт преподавания истории в СНГ и странах Балтии» и направить их руководителям высших органов законодательной, исполнительной власти.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram