Верховная Рада во вторник приняла в первом чтении законопроект №4054 о внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины об усовершенствовании процедуры ареста имущества и института специальной конфискации.
За проект, который входит в так называемый "безвизовый пакет", проголосовали 264 народных депутата.
Этот проект приводит вопросы спецконфискации в соответствие с нормами европейского законодательства, сообщил с трибуны министр юстиции Павел Петренко. "В этом законе нет вопросов, которые касаются спецконфискации без решения суда, нет вопросов, которые касаются отбора имущества человека без вынесения приговора, нет страшилок о наложении огульного ареста на любое имущества. Наоборот, этот закон предоставляет дополнительные гарантии для третьих лиц в части судебной защиты и контроля следователей", - заявил он.
Законопроект вносит изменение в статью 96-1 Уголовного кодекса, расширяя условия для специальной конфискации. В нынешней редакции она может применяться в случае совершения преступления (статьи 146–150-1, 152–156, 190–192, 198, 201, 209–212-1, 222, 233, 255–260, 301–320, 354, 361–365-2, 368–369-3 Уголовного кодекса).
Как говорится в пояснительной записке, такая редакция не учитывает обязательства Украины по конвенции Совета Европы об отмывании денег и о финансировании терроризма.
"Неучет этих требований автоматически означает невыполнение 4-й рекомендации Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF), предоставленной Украине в рамках осуществления мониторинга соответствия законодательства стандартам в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем", - отмечается в пояснительной записке.
Кроме того, редакция действующей статьи 96-1 УК не позволяет применять специальную конфискацию активов в случае, если они использовались или были получены в результате совершения общественно опасного деяния, содержащего только признаки деяния, предусмотренного УК. Речь идет о ситуации, когда лицо по возрасту или по состоянию психического здоровья не может быть привлечено к уголовной ответственности, поскольку не считается субъектом преступления.
Напомним, премьер-министр Арсений Яценюк сразу же после принятия законопроекта о спецконфискации заявлял, что в ходе рассмотрения в Верховной Раде в него были внесены правки, которые фактически выхолостили его.
Он предупреждал, что Европейский Союз может забраковать этот закон, и Верховной Раде придется его менять.