Без Конституции
Процедура принятия новой Конституции известна: 226 на одной сессии Рады, одобрение Конституционного суда и 300 «за» на следующей. Нынешняя заканчивается в середине июля. Конституционная комиссия, нарабатывающая профильный документ, «драфт» до сих пор не представила. А ведь над ним еще должны потрудиться народные депутаты.
В теории, если сильно «поднажать», до середины июля первое чтение провести можно. Вот только смысла это не имеет. Поскольку очередная сессия Рады начнется второго сентября. Дата выборов – 25 октября. Ныне действующее избирательное законодательство отводит на проведение местной гонки 50 дней. Если собирать триста голосов уже в первый или во второй дни сессии – все успевается. Впритык, но успевается. Вот только избирательное законодательство к тому моменту уже изменят и срок кампании увеличится до 60, а то и до 90 дней.
Новое избирательное законодательство, пакет законов по децентрализации – аксиома, без которой местные выборы, прежде всего – на оккупированной территории - провести невозможно в принципе. А сделать это необходимо – требование западных партнеров в целом и Минских соглашений в частности.
Напрочь отменить октябрьские могут только два обстоятельства.
Первое – новая Конституция.
Второе – введение военного положения.
Конституция, как мы выяснили, невозможна ввиду дефицита времени и голосов. «Даже если случится чудо (курсив мой, - С.К.) и мы ее примем до выборов, посчитали, что придется вносить правки в полтысячи законов – приводить их в соответствие», - разводят руками на Банковой. Проще, мол, менять Конституцию блоками: сегодня – одна ее часть, завтра – другая и т.д. Сегодня голоса «собираются» здесь, завтра – «там». Вариант, как для власти, оптимальный. Без риска повторить позор одиннадцатилетней давности, когда в апреле 2004-го для Конституционной реформы не хватило шесть голосов.
Что до военного положения, пытаться предсказывать вероятность его введения – абсолютное шарлатанство.
Так что плановая подготовка к 25-му октября сегодня продолжается. От того, как ключевые игроки проявят себя на местных, напрямую зависит будущность украинского политикума в ближайшие несколько лет. В том числе – возможность досрочных парламентских и президентских выборов.
После Вены
О том, как лихорадит «Народный фронт» – провалах партийного строительствах, сложностях взаимоотношений Яценюка и Турчинова, LB.ua уже рассказывал (кому интересно – ссылка). Сегодня поговорим о другом некогда крупном игроке, партии «Удар» Виталия Кличко. Точнее о том, что от нее осталось.
Краткая предыстория крутого пике такова. Начало событий Революции Достоинства застали Виталия Кличко в статусе лидера одной из трех фракций парламентской оппозиции. Косноязычного, зато с харизмой; не слишком опытного в политических интригах, зато искреннего и открытого. Да, на парламентских 2012-го его «Удар» не побрезговал поддержкой пресловутой «группы РУЭ» (это – данность. Считайте – математическая аксиома. Эффект которой смягчает лишь то, что на проект Натальи Королевской тогдашняя власть денег потратила в два с половиной раза больше). Ну, с кем не бывает – списали «на боевые». Осенью 2013-го, если помните, между оппозиционерами шла негласная борьба за звание «единого кандидата» в 2015-м, и Виталий Владимирович искренне полагал, что таким кандидатом должен стать он. Коллеги по политическому террариуму над ним посмеивались. За глаза, разумеется. Но Майдан внес свои коррективы. К концу зимы 2014-го Виталий Кличко превратился в одного из самых рейтинговых политиков – самостоятельного кандидата в президенты.
Вот только у Петра Порошенко рейтинг тоже рос. Стало очевидно: этим двоим нужно как-то договариваться. Вновь не обошлось без «группы РУЭ». При посредничестве господина Левочкина состоялась знаменитая встреча Порошенко, Кличко и Фирташа в Вене. Кроме нюансов президентской и мэрской гонки, обсудили также пропорции распределения мест в избирательном списке на парламентских. Это – важный момент. Потому что договоренности исчерпались парламентскими выборами. Точка была поставлена 25-го октября 2014-го. Сегодня участники венской встречи друг-другу ничего уже не должны.
Учитывая, что их сотрудничество было продуктивным (канал «Интер» – свидетель), гипотетически, его можно было бы повторить. Но этого точно не случится. Потому что выступление Дмитрия Фирташа в венском суде президент Порошенко – по словам людей знающих – воспринял довольно резко. Отнюдь не в пользу Фирташа. Не удивлюсь, если в скором времени в войну правительства против Дмитрия Фирташа вступит Банковая. По логике: давно пора.
«Удар» и «Солидарность». Брак по расчету
Но мы не много отвлеклись. В середине сентября 2014-го «Блок Петра Порошенко» выдвинул кандидатов в нардепы. Изначально предполагалось: и места в списке, и мажоритарку, поделят по-братски. То есть, пятьдесят на пятьдесят. На съезде выяснилось, делили по-принципу: «это – мне, это – тоже мне, и опять мне». Президентской «Солидарности» досталось 70 процентов списка, «Удару» - 30%. Мажоритарку и вовсе пришлось согласовывать с НФ и «Свободой». Согласовывали, преимущественно, «за счет» квот «Удара».
Тогда-то впервые меж рядовых «ударовцев» зародилось глухое недовольство. Многие полагали, что фактическое слияние с «Солидарностью» поставит крест на самостоятельном партийном проекте; что своей части властного пирога кличковцы не получат; кто из них пошустрее – просто переберется в фактическую команду Президента и т.д.
В принципе, опасения эти оправдались. Но не потому, что сторона главы государства ведет себя не по-партнерски. Вовсе нет. Просто закон политических джунглей таков, что считаться с тобой будут только в том случае, если ты – носитель электорального рейтинга. А любовь избирателей – не грибы, после дождя, на ровном месте не растут, ее заслужить надо.
Киев. Земля и люди
Предполагалось, завоевывать любовь избирателя Виталий Кличко станет на посту мэра Киева. Избран он был ровно год тому – 25-го мая – голосами 765 тысяч избирателей.
С тех пор открытая социология относительно предпочтений киевлян, рейтингов политических сил в городе, не проводилась. Насколько LB.ua известно, сейчас ее как раз заказали – скоро появится. Однако, внутренние замеры (проводимые партиями, не предназначенные для обнародования) фиксировали стремительную девальвацию акций мэра и его партии. При чем тут, спросите, партия? При том, что «Удар» - главная фракция Киевсовета. На ее счету – 77 депутатов. Разумеется, среди них - немаленькая президентская квота. Тем не менее, именно «Удар» - основной представитель власти в Киеве. Следовательно, именно «Удару» достаются все «шишки» - хоть за собственные промахи, хоть за огрехи правительства, хоть за политику Президента. Их рейтинг, просто по определению, не может быть высоким. Да, в команде Кличко вам запросто назовут несколько пунктов, которыми – по их мнению – городская власть может гордиться. Публичное обсуждение проекта бюджета с общественностью, открытие развязки на Почтовой площади, новые троллейбусы на Куреневке, препирательства с правительством насчет тарифов, починка забора в старом Ботсаду наконец...
Список «добрых дел» можно продолжить. Вопрос в том, насколько не/прочувствовали его киевляне. Ответ на него даст официальная социология. А покамест упоминавшаяся неофициальная указывает на рост популярности в столице «Самопомощи». Как и на общестрановом уровне, кстати. Что объяснимо: «Самопомощь» хоть и в коалиции, от власти старательно дистанцируется. Классическая «третья сила». В 2012-м «Удар», кстати, занимал те же позиции. Что дало свои плоды. Вновь сыграть в ту же игру не получится - придется предъявлять нечто новое, борьба за избирателя предстоит нешуточная. И если Виталий Кличко со товарищи намерены одержать в ней победу – начинать гонку нужно немедленно. Наличествующий админресурс ему, как градоначальнику, в помощь.
Соратники Виталия Владимировича это, вроде как, осознают. Но именно, что «вроде как» - май уже на исходе, а «веселых стартов» все не происходит. Более того, вопрос повторного выдвижения Кличко на мэрский пост до сих пор не согласован. Не потому, что у Кличко с Президентом отношения испортились – коммуникация есть, и весьма позитивная. Вот только толку от нее не ахти. К тому же, необходимо дождаться принятия нового избирательного закона. Чтобы понимать, по каким правилам игра. Потому что если выборы мэров крупных городов – как предполагается поданными законопроектами – пройдут в два тура, шансы на победу Виталия Владимировича стремительно минимизируются.
Единственное, пожалуй, что может ему пособить – отсутствие (по крайней мере, пока) других реальных претендентов на столичный престол.
Спросите, допустим, у НФ – есть ли у них свой кандидат на Киев? Пятеро из пяти лидеров партии пожмут плечами, шестой неуверенно назовет имя мажоритарщика Леонида Емца. Блестящий юрист, эффективный парламентарий, но кандидат в мэры – не самый перспективный. Аналогично – у «Радикалов», «Самопомощи» (в последней, возможно, намекнут на фигуру мэра Львова Андрея Садового), даже у «Оппоблока».
Вступая в тематическую беседу, они, безусловно, проанонсируют вам выдвижение «опытного профессионала с незапятнанной репутацией», но это будут просто слова. И это поражает. Вот уже много лет – со времен, пожалуй, Александра Омельченко - ключевые игроки украинской политики не заботятся о том, чтобы делегировать на столичный престол достойного кандидата. Их у него просто нет. Что, очевидно, характеризует качество украинской политики в принципе.
Существует, конечно, еще опция самовыдвиженцев. Борислав Береза, например. Бывший спикер «Правого сектора», получивший депутатский мандат на столичной Троещине.
В беседе с LB.ua, Береза вероятность баллотирования отрицать не стал. «Как мажоритарщик, я постоянно работаю со своими избирателями на Троещине. В случае, если будет обращение от киевлян (насчет выдвижения, - С.К.)…я его рассмотрю. Людям отказывать нельзя», - отметил Береза.
Ответ более, чем однозначный.
Или ... Владимир Гройсман. Гройсман – версия Банковой. Точнее, не версия даже, так – запасной вариант. Если рейтинги Кличко просядут окончательно.
В любом случае, если действующая власть намерена сохранить столицу за собой – решение требуется принимать безотлагательно.
Новые лица
Теперь вернемся к «Удару» в общестрановом масштабе.
Еще два месяца тому кадровые партийцы рассматривали для себя вариант сепаратного – от президентской «Солидарности» - участия в местных выборах. Сегодня он уже не обсуждается. Потому что базы нет - партийным строительством полноценно все это время никто не занимался. Наиболее подготовленные активисты на местах давно переметнулись к БПП (их можно понять). Де-факто, "Удар" растворился в "Солидарности". Можете начинать о нем забывать. Партия, дважды пропустившая выборы, сперва – президентские, потом – парламентские – вряд ли может рассчитывать на что-то значительное.
В отличите от БПП и «Самопомощи».
Первая – партия власти. Вторая – типа «альтернатива молодых профессионалов». «Типа» - потому, что у «Самопомощи» с партийным строительством тоже не ахти.
Зато для всех, желающих войти в большую политику, сегодня существует простой и эффективный способ капитализации собственных акций. Именно: «под ключ» создавать/укреплять на местах ячейки «Удара» и/или «Самопомощи» с тем, чтобы по их квоте завести в местные советы «нужных людей».
Ничего необычного: зачастую в регионах так и происходит. Ячейки «принимает на обеспечение» кто-то из местных политиков/предпринимателей, планирующий таким образом продвинуться наверх. С «хозяином ключей» местной парторганизации киевские боссы не считаться не могут. Вариант, кстати сказать, приемлем для амбициозных мажоритарщиков от БПП, даже от «Батькивщины».
По ряду областей такие схемы уже разрабатываются. Подробнее LB.ua расскажет в следующем тексте.
При всем этом, местные выборы имеют определенную специфику. Покамест мы анализировали стартовые позиции лишь ключевых игроков, а есть еще региональные. Громко заявить о себе им только предстоит.
Так, в Днепропетровской области веское слово, вне всяких сомнений, скажет команда экс-губернатора Игоря Коломойского. Голосом партии Святослава Олийныка «Украина майбутнього» например.
Выразителем ее интересов в парламенте станет группа «Укроп». Которая де-факто существует еще с конца прошлого года (состав: Борислав Береза, Дмитрий Ярош, Владимир Парасюк и другие). Официальный статус группа, по словам Березы, может получить уже в ближайшее время. «Конечно, мы ждем принятия избирательного нового закона. Если он вообще будет принят», - отметил нардеп. Береза уточнил также, что – по его подсчетам – присоединиться к группе намерены 19 депутатов. Это – как минимум, причем все – внефракционные.
Самостоятельное плавание ожидает и Дмитрия Добродомова. Львовский мажоритарщик, в последнее время он стал частым гостем всевозможных телеэфиров. Настолько частым, что это вызывает подозрения – «абонемент» у Шустера просто так не выдают. Отгадка проста. Лидер общественной организации, а теперь уже партии «Народный контроль», Добродомов – идеальный, как для Банковой, проект «антиСадовой». Не все же Андрею Ивановичу у БПП голоса отбирать, надо же и его кому-то «потроллить». Элементарно – на западе страны. Добродомов для этого подходит идеально. Так рассуждают на Банковой. Наивно полагая, что смогут удержать «Народный контроль» в узде. Ученики, как показывает практика, учителей обставляют. Причем очень быстро
«Я пошел на парламентские выборы именно как самовыдвиженец, поскольку предполагал, что наш «Народный контроль», рано или поздно, станет партией», - признается Добродомов, обосновывая, почему изначально отказался от партийной «привязки». По информации LB.ua его активности на сегодня курирует замглавы АП Виталий Ковальчук. Финансовую подпитку, по сведениям отдельных источников, якобы осуществляет легендарный «Пупс», патрон «Свободы» Игорь Кривецкий.
Насчет Ковальчука Добродомов связку фактически подтвердил – «да, это – мой друг и мы часто общаемся». Насчет Кривецкого – категорически возразил: «Я уже не первый раз слышу эту сплетню, но настаиваю на том, что это – именно сплетня, ничего общего с действительностью не имеющая».
Съезд «Народного контроля» состоится в конце июня. Ждут, снова-таки, нового закона о выборах. Очевидно, к тому времени Добродомов уже покинет ряды фракции БПП. По моим данным, он сделал это еще в позапрошлую пятницу – написал заявление. Нардеп парирует: заявление не писал, более того – даже с Юрием Луценко на эту тему еще не беседовал, зато перечисляет претензии, накопившиеся к действующей власти – от правил приватизации до поддержки господина Билоуса на пост главы АМКУ. Из перечисления следует – демарш из фракции все же не за горами. Ожидается, "компанию» ему составят еще как минимум двое депутатов-мажоритарщиков.
«Мы не строим партию лидерского типа. Важно, чтобы инициатива шла из регионов. Сегодня у нас уже 13 местных ячеек, я пока объехал только восемь», - делится нардеп.
***
До выборов остается еще целых пять месяцев. Достаточно, чтобы на политическом небосклоне успели взойти новые «звезды», старые – погаснуть. Даже если рассматривать октябрьскую кампанию как промежуточную – в преддверии той, «настоящей», которую «освятит» уже новая Конституция – важно, чтобы она прошла в максимально конкурентных условиях. Чем больше рейтинговых участников – тем лучше. Чем острее борьба – тем лучше. Полнейшую монополизацию власти в одних руках мы уже проходили. И мы знаем, чем это заканчивается.