«За» обновленное правительство Арсения Петровича во вторник высказались 288 депутатов.
С полным перечнем министров можно ознакомиться тут.
Почитать подробнее о новичках – тут.
Мы же сосредоточимся на первичном кратком анализе случившегося.
Итак, по пунктам.
Кадры
- - Кабмин Яценюка был сформирован Президентом Порошенко.
Аксиомы, как известно, не требуют доказательств, но мы оные все же приведем.
Полный состав КМУ – двадцать человек. Включительно с премьером Яценюком, главой МИД Климкиным и главой Минобороны Полтораком.
Во вторник парламент поддержал еще 17 министров.
Из них – три вице-премьера. Двое из этих трех – люди Банковой (Зубко и Кириленко).
Трое приглашенных «со стороны» менеджеров – квота БПП. Именно: Андрей Пивоварский (инфраструктура), Александр Квиташвили (МОЗ), Айварус Абромавичус (экономика).
Абромавичус связан с Украиной давно. Квиташвили – «варяг». Обоих приглашала Банковая. Обоим Петр Порошенко накануне дал украинское гражданство (что позволило им стать чиновниками).
Оба – высокоэффективные, каждый в своей отрасли, менеджеры, для которых шанс проявить себя в КМУ – безусловный вызов, амбиция. И они, конечно, будут помнить, как им эта возможность представилась.
Равно как Наталье Яресько. Блестящий специалист, она тоже получила гражданство. Формально, Минфин – квота Самопомощи, но Банковая за Яресько активно ратовала. Она – редкий пример человека, имеющего хорошие отношения со всеми.
Что до Пивоварского, то это – партнер Игоря Еремеева и Степана Ивахива.
Вывод: парламентское большинство имеет теперь подспорье в виде 20 голосов группы Еремеева. Более того, Еремеев и Ко также разделили ответственность с властью.
Также по квоте БПП зашли: Владимир Демчишин (энергетика и углепром), Павел Розенко, Юрий Стець (министр несозданного еще «министерства правды).
Математика очевидна.
- - Как не упиралась «Самопомощь», стараясь избежать ответственности, в Кабмине она все равно представлена.
Представлена в лице упоминавшихся уже Яресько и Павленко (агропром). Причем Яресько – при всех ее очевидных плюсах – кандидат в камикадзе. За Минфин, в нынешней экономической ситуации, не хотел браться никто. Слишком неподъемно.
Впрочем, в марте Арсений Яценюк себя тоже камикадзе называл. И ничего, работает.
- - «Батькивщина» упиралась едва ли не больше «Самопомощи».
Итог – два портфеля. Первый – молодой юрист Игорь Шевченко (экология). Персонаж пока малоизученный (официальная биография – не в счет), а министерство – хлебное (одни недра чего стоят). Второй – Игорь Жданов (молодежь и спорт). Многолетний член команды Тимошенко, технолог. Ни к молодежи, ни к спорту отношения не имел и не имеет. Пост отошел «Батькивщине» в результате коалиционных торгов. Ранее на него – по квоте «НФ» - претендовал Игорь Гуцол, которого поддерживал предыдущий министр Дмитрий Булатов.
- - не остался без портфеля Олег Ляшко.
«Радикалы» получили целого первого вице-премьера. Валерий Вощевский – товарищ прелюбопытнейший, наверняка станет объектом пристального наблюдения журналистов. Чего стоит одна лишь история с его «объективкой» - биографической справкой, розданной депутатам перед голосованием. В «объективке» честно указывалось: Вощевский имел проблемы с законом. Разумеется, Ляшко тут же заявил, что это – провокация.
- - Арсений Яценюк.
Премьер получил точно меньше, чем хотел, но сумел защитить стратегические высоты. В Кабмине остались работать Павел Петренко и Арсен Аваков. К сугубо «премьерской» квоте добавилась также тридцатилетняя Анна Онищенко, министр Кабинета министров. Формально, Онищенко – человек Петренко, с мая она возглавляла Государственную регистрационную службу. Реестры – одна из главных «авгиевых конюшен», которые глава Минюста вызвался зачистить.
Почему Минюст и министр Кабинета министров так важны? Через Минюст проходят все решения правительства, буквально каждая бумажка должна получить «добро» в ведомстве. Министр КМУ – орговик, отвечающий за подготовку заседаний Кабинета, формирование их повестки дня (!), графики и т.д.
Почему? Наверняка знает только Банковая. Общее мнение: из-за батальонов, откровенно симпатизирующих главе МВД. Причина, конечно, весомая, но явно не главная, да и не единственная.
Снять Авакова, по результатам коалициады, не удалось, но кровь ему попили основательно. Сперва на заседании фракции БПП познакомились с бывшей и.о. главы МВД Грузии Экой Згуладзе. Предполагалось, Згуладзе станет замом Авакова. По квоте БПП. С каких это пор замы – предмет квотного распределения, если Кабмин у нас, вроде как, не квотный, умалчивалось. И если замы квотируются в МВД, отчего бы не заняться пилежкой портфелей в других ведомствах?
Собеседование Згуладзе прошла, но в МВД пока не назначена. И не факт, что будет.
На следующий день, в ходе встречи самого Авакова с БПП, возникли вопросы по одному из действующих его замов – Сергею Чеботарю. Депутаты президентской фракции выдвинули ультиматум: или вы отказываетесь от Чеботаря, или мы за вас не голосуем. Логично, Аваков назвал это шантажом и от Чеботарева не отказался.
Факты. Новая оппозиция
Как бы депутаты не возмущались, Кабмин все равно голосовали «пакетом». Возмущались, приметно, даже на заседании фракции БПП в понедельник.
- До конца дня (понедельника, - С.К.) Яценюк должен предоставить нам перечень кандидатов. Сутки – на анализ. С каждым нужно познакомиться, поговорить и только потом – голосование. Причем за каждого персонально! Никаких «пакетов», - настаивали знакомые большевики, пересказывая суть решения фракции.
Они-то рассчитывали: делегировать номинантов будет Яценюк. Премьер все же. Но этим, как мы уже выяснили, занималась преимущественно Банковая.
«Вы же фракция Президента?! Вот и доверьтесь ему! Чего возмущаетесь?», - шипел на соратников Александр Третьяков.
Во вторник, когда депутатам раздали «объективки» претендентов, самый распространенный вопросы был – «кто все эти люди?». Раздавали (и то не на всех! – С.К.), что показательно, за пять минут до голосования – толком ознакомиться с бумагами невозможно.
Таким образом, голосовали – по старой недоброй парламентской традиции – практически «вслепую».
Некоторые нардепы кнопки нажимать все же не стали.
Так, от волеизъявления воздержались комбаты Парасюк, Береза, Билецкий, Ярош, журналисты – Червакова, Лещенко, активисты Залищук, Луценко. Тымчук и Сюмар из НФ не голосовали вовсе. «Против» высказался Мустафа Найем. Из 38 внефракционных «за» лишь девять человек. Половина группы «Воля народа» Игоря Еремеева, несмотря на полученное представительство в КМУ – не голосовала, половина – отсутствовала. Из 19 человек группы Хомутынника, «за» - один голос депутата Березкина.
Очевидно, все эти люди – костяк будущей реальной, а не номинальной оппозиции в парламенте.
Номинальная – Оппоблок, который при избрании правительства либо «отсутствовал», либо «не голосовал».
Констатации
Напоследок – несколько точечных констатаций.
- По итогам коалициады, «Удар» Виталия Кличко сильно пригорюнился. Дележ комитетов еще, конечно, впереди, но от Кабмина в партии боксера ожидали большего. Павел Розенко – хорошо, но недостаточно. Взаимное недовольство «ударовцев» и «порошенковцев» продолжает назревать внутри БПП;
- Минкульт повторил печальную участь Минспорт. Стал разменной монетой. Впрочем, как и всегда.
Главное культурное ведомство страны возглавил Вячеслав Кириленко. В политике он с незапамятных времен – Революции на граните. При Ющенко был главой фракции НУ и даже – одноименной партией руководил.
Причем тут, спрашивается, Минкульт?;
- Еще неделю тому многие прочили кресло первого вице-премьера Александру Турчинову. На худой конец – главы СНБО. Первое уже не случилось. Второе пока не случилось. И вряд ли уже произойдет. Отработав и.о. главы государства, порулив в марте Кабмином, а потом – Радой, Турчинов просто тихо ушел. Так мало кто умеет;
- кстати об СНБО. Кресло секретаря Совбеза до сих пор вакантно. Что довольно сложно – в условиях фактической войны – объяснимо. Сейчас – то время, когда эта должность, бывшая ранее сугубо номинальной, приобретает действительный вес;
- широкий резонанс в СМИ вызвало назначение в КМУ Юрия Стеця. Министра без портфеля. Поскольку «минправды», которое он должен – по задумке – возглавить, еще не создано. Многие полагают: создание подобного ведомства, да еще и водружение во главу его кума Президента – опаснейший сигнал, шаг к цензуре и т.д. Странно, что эти многие – журналисты.
Потому что тут надо знать самого Стеця. С фигурой которого слово «цензура» абсолютно несопоставимо. Вот, в принципе. Но который, являясь человеком Президента, подобен солдату на поле боя – выполняет полученный приказ. Кабмин, значит Кабмин. Информационная безопасность во время войны? Так тому и быть.
Сколько это будет необходимо – вопрос. Но что-то подсказывает: «минправды» явление временное, как и сама война.
«Ты бьёшь по бюрократии кулаком, а она принимает форму кулака»
С новым Кабмином, как уже было сказано, связаны большие ожидания. Очень. Даже, пожалуй, большие, чем с новой Радой.
Но сумеет ли «свежая кровь» оживить дряхлый организм? Сумеет ли побороть старые болячки, имеющие характер хронических? Хотя бы некоторые из них…
Потому что всякий, пришедший в правительство с добрыми намерениями, неизбежно сталкивается с молохом бюрократии, перемоловшим всех. Даже команду Януковича.
В данном контексте – поучительная притча.
Энное количество лет тому в Кабмине появился молодой реформатор. Сергей Тигипко его звали. Он тогда действительно был молодой. И действительно был реформатор. Искренне стараясь для преобразований, он споткнулся об аппарат КМУ. «Аппарат КМУ, бюрократия в Кабмине подобна воску. Ты бьешь по нему кулаком и воск принимает форму кулака», - говорил он тогда.
Немало времени прошло с тех пор. Сергей Тигипко давно уж никакой не реформатор, а бюрократия в КМУ как была, так и осталась.
Сумеют ли новые назначенцы ее побороть или повторят «многих славный путь»? Точнее, совсем не славный. Поймем в ближайшее время.