ГлавнаяПолитика

Кабмин во время войны. Курс молодого бойца

Вскоре после избрания четвертым Президентом Украины Виктора Януковича, КМУ возглавил Николай Азаров. Первое же заседание его кабинета состоялось под надзором Виктора Федоровича. Портрет главы государства строго взирал на присутствующих со стены. «Мы – Кабмин Януковича», - пояснил министрам Николай Янович и велел повесить над собой лик Виктора Федоровича.

Прошло четыре года. Арсений Яценюк повторно стал премьером при пятом Президенте Украины Петре Порошенко. Формально, правительство больше не формируется по квотному принципу. Исключительно по политическому. Об этом сам Арсений Петрович сказал во вторник, выступая с трибуны Рады. Более того, впервые в состав КМУ вошли люди «со стороны» - эффективные, каждый в своей отрасли, топ-менеджеры и даже иностранцы.

Впервые большинство из них свободно владеют английским. Впервые финансово-экономический блок сопряжен с надеждами и ожиданиями, а не с судорожными подсчетами того, сколько ж они «спилят» и «стырят». Впервые не сработала заскорузлая совковая система комплектации КМУ по принципу «почетной пенсии» или «выгодного заработка».

Но «болезни роста» никто не отменял. Увы. Вопреки всему, тема квот по-прежнему актуальна. Вопреки всему, Кабмин Яценюка формировался, преимущественно, на Банковой.

Фото: Макс Требухов

«За» обновленное правительство Арсения Петровича во вторник высказались 288 депутатов.

С полным перечнем министров можно ознакомиться тут.

Почитать подробнее о новичках – тут.

Мы же сосредоточимся на первичном кратком анализе случившегося.

Итак, по пунктам.

Кадры

  • - Кабмин Яценюка был сформирован Президентом Порошенко.

Аксиомы, как известно, не требуют доказательств, но мы оные все же приведем.

Полный состав КМУ – двадцать человек. Включительно с премьером Яценюком, главой МИД Климкиным и главой Минобороны Полтораком.

Во вторник парламент поддержал еще 17 министров.

Из них – три вице-премьера. Двое из этих трех – люди Банковой (Зубко и Кириленко).

Трое приглашенных «со стороны» менеджеров – квота БПП. Именно: Андрей Пивоварский (инфраструктура), Александр Квиташвили (МОЗ), Айварус Абромавичус (экономика).

Абромавичус связан с Украиной давно. Квиташвили – «варяг». Обоих приглашала Банковая. Обоим Петр Порошенко накануне дал украинское гражданство (что позволило им стать чиновниками).

Александр Квиташвили
Фото: Макс Требухов
Александр Квиташвили

Оба – высокоэффективные, каждый в своей отрасли, менеджеры, для которых шанс проявить себя в КМУ – безусловный вызов, амбиция. И они, конечно, будут помнить, как им эта возможность представилась.

Равно как Наталье Яресько. Блестящий специалист, она тоже получила гражданство. Формально, Минфин – квота Самопомощи, но Банковая за Яресько активно ратовала. Она – редкий пример человека, имеющего хорошие отношения со всеми.

Что до Пивоварского, то это – партнер Игоря Еремеева и Степана Ивахива.

Вывод: парламентское большинство имеет теперь подспорье в виде 20 голосов группы Еремеева. Более того, Еремеев и Ко также разделили ответственность с властью.

Также по квоте БПП зашли: Владимир Демчишин (энергетика и углепром), Павел Розенко, Юрий Стець (министр несозданного еще «министерства правды).

Математика очевидна.

Представлена в лице упоминавшихся уже Яресько и Павленко (агропром). Причем Яресько – при всех ее очевидных плюсах – кандидат в камикадзе. За Минфин, в нынешней экономической ситуации, не хотел браться никто. Слишком неподъемно.

Впрочем, в марте Арсений Яценюк себя тоже камикадзе называл. И ничего, работает.

  • - «Батькивщина» упиралась едва ли не больше «Самопомощи».

Итог – два портфеля. Первый – молодой юрист Игорь Шевченко (экология). Персонаж пока малоизученный (официальная биография – не в счет), а министерство – хлебное (одни недра чего стоят). Второй – Игорь Жданов (молодежь и спорт). Многолетний член команды Тимошенко, технолог. Ни к молодежи, ни к спорту отношения не имел и не имеет. Пост отошел «Батькивщине» в результате коалиционных торгов. Ранее на него – по квоте «НФ» - претендовал Игорь Гуцол, которого поддерживал предыдущий министр Дмитрий Булатов.

  • - не остался без портфеля Олег Ляшко.

«Радикалы» получили целого первого вице-премьера. Валерий Вощевский – товарищ прелюбопытнейший, наверняка станет объектом пристального наблюдения журналистов. Чего стоит одна лишь история с его «объективкой» - биографической справкой, розданной депутатам перед голосованием. В «объективке» честно указывалось: Вощевский имел проблемы с законом. Разумеется, Ляшко тут же заявил, что это – провокация.

Фото: Макс Требухов

  • - Арсений Яценюк.

Премьер получил точно меньше, чем хотел, но сумел защитить стратегические высоты. В Кабмине остались работать Павел Петренко и Арсен Аваков. К сугубо «премьерской» квоте добавилась также тридцатилетняя Анна Онищенко, министр Кабинета министров. Формально, Онищенко – человек Петренко, с мая она возглавляла Государственную регистрационную службу. Реестры – одна из главных «авгиевых конюшен», которые глава Минюста вызвался зачистить.

Почему Минюст и министр Кабинета министров так важны? Через Минюст проходят все решения правительства, буквально каждая бумажка должна получить «добро» в ведомстве. Министр КМУ – орговик, отвечающий за подготовку заседаний Кабинета, формирование их повестки дня (!), графики и т.д.

Почему? Наверняка знает только Банковая. Общее мнение: из-за батальонов, откровенно симпатизирующих главе МВД. Причина, конечно, весомая, но явно не главная, да и не единственная.

Снять Авакова, по результатам коалициады, не удалось, но кровь ему попили основательно. Сперва на заседании фракции БПП познакомились с бывшей и.о. главы МВД Грузии Экой Згуладзе. Предполагалось, Згуладзе станет замом Авакова. По квоте БПП. С каких это пор замы – предмет квотного распределения, если Кабмин у нас, вроде как, не квотный, умалчивалось. И если замы квотируются в МВД, отчего бы не заняться пилежкой портфелей в других ведомствах?

Собеседование Згуладзе прошла, но в МВД пока не назначена. И не факт, что будет.

На следующий день, в ходе встречи самого Авакова с БПП, возникли вопросы по одному из действующих его замов – Сергею Чеботарю. Депутаты президентской фракции выдвинули ультиматум: или вы отказываетесь от Чеботаря, или мы за вас не голосуем. Логично, Аваков назвал это шантажом и от Чеботарева не отказался.

Фото: Макс Требухов

Факты. Новая оппозиция

Как бы депутаты не возмущались, Кабмин все равно голосовали «пакетом». Возмущались, приметно, даже на заседании фракции БПП в понедельник.

- До конца дня (понедельника, - С.К.) Яценюк должен предоставить нам перечень кандидатов. Сутки – на анализ. С каждым нужно познакомиться, поговорить и только потом – голосование. Причем за каждого персонально! Никаких «пакетов», - настаивали знакомые большевики, пересказывая суть решения фракции.

Они-то рассчитывали: делегировать номинантов будет Яценюк. Премьер все же. Но этим, как мы уже выяснили, занималась преимущественно Банковая.

«Вы же фракция Президента?! Вот и доверьтесь ему! Чего возмущаетесь?», - шипел на соратников Александр Третьяков.

Во вторник, когда депутатам раздали «объективки» претендентов, самый распространенный вопросы был – «кто все эти люди?». Раздавали (и то не на всех! – С.К.), что показательно, за пять минут до голосования – толком ознакомиться с бумагами невозможно.

Таким образом, голосовали – по старой недоброй парламентской традиции – практически «вслепую».

Некоторые нардепы кнопки нажимать все же не стали.

Так, от волеизъявления воздержались комбаты Парасюк, Береза, Билецкий, Ярош, журналисты – Червакова, Лещенко, активисты Залищук, Луценко. Тымчук и Сюмар из НФ не голосовали вовсе. «Против» высказался Мустафа Найем. Из 38 внефракционных «за» лишь девять человек. Половина группы «Воля народа» Игоря Еремеева, несмотря на полученное представительство в КМУ – не голосовала, половина – отсутствовала. Из 19 человек группы Хомутынника, «за» - один голос депутата Березкина.

Фото: Макс Требухов

Очевидно, все эти люди – костяк будущей реальной, а не номинальной оппозиции в парламенте.

Номинальная – Оппоблок, который при избрании правительства либо «отсутствовал», либо «не голосовал».

Констатации

Напоследок – несколько точечных констатаций.

- По итогам коалициады, «Удар» Виталия Кличко сильно пригорюнился. Дележ комитетов еще, конечно, впереди, но от Кабмина в партии боксера ожидали большего. Павел Розенко – хорошо, но недостаточно. Взаимное недовольство «ударовцев» и «порошенковцев» продолжает назревать внутри БПП;

- Минкульт повторил печальную участь Минспорт. Стал разменной монетой. Впрочем, как и всегда.

Главное культурное ведомство страны возглавил Вячеслав Кириленко. В политике он с незапамятных времен – Революции на граните. При Ющенко был главой фракции НУ и даже – одноименной партией руководил.

Причем тут, спрашивается, Минкульт?;

- Еще неделю тому многие прочили кресло первого вице-премьера Александру Турчинову. На худой конец – главы СНБО. Первое уже не случилось. Второе пока не случилось. И вряд ли уже произойдет. Отработав и.о. главы государства, порулив в марте Кабмином, а потом – Радой, Турчинов просто тихо ушел. Так мало кто умеет;

- кстати об СНБО. Кресло секретаря Совбеза до сих пор вакантно. Что довольно сложно – в условиях фактической войны – объяснимо. Сейчас – то время, когда эта должность, бывшая ранее сугубо номинальной, приобретает действительный вес;

- широкий резонанс в СМИ вызвало назначение в КМУ Юрия Стеця. Министра без портфеля. Поскольку «минправды», которое он должен – по задумке – возглавить, еще не создано. Многие полагают: создание подобного ведомства, да еще и водружение во главу его кума Президента – опаснейший сигнал, шаг к цензуре и т.д. Странно, что эти многие – журналисты.

Потому что тут надо знать самого Стеця. С фигурой которого слово «цензура» абсолютно несопоставимо. Вот, в принципе. Но который, являясь человеком Президента, подобен солдату на поле боя – выполняет полученный приказ. Кабмин, значит Кабмин. Информационная безопасность во время войны? Так тому и быть.

Фото: Макс Левин

Сколько это будет необходимо – вопрос. Но что-то подсказывает: «минправды» явление временное, как и сама война.

«Ты бьёшь по бюрократии кулаком, а она принимает форму кулака»

С новым Кабмином, как уже было сказано, связаны большие ожидания. Очень. Даже, пожалуй, большие, чем с новой Радой.

Но сумеет ли «свежая кровь» оживить дряхлый организм? Сумеет ли побороть старые болячки, имеющие характер хронических? Хотя бы некоторые из них…

Потому что всякий, пришедший в правительство с добрыми намерениями, неизбежно сталкивается с молохом бюрократии, перемоловшим всех. Даже команду Януковича.

В данном контексте – поучительная притча.

Энное количество лет тому в Кабмине появился молодой реформатор. Сергей Тигипко его звали. Он тогда действительно был молодой. И действительно был реформатор. Искренне стараясь для преобразований, он споткнулся об аппарат КМУ. «Аппарат КМУ, бюрократия в Кабмине подобна воску. Ты бьешь по нему кулаком и воск принимает форму кулака», - говорил он тогда.

Немало времени прошло с тех пор. Сергей Тигипко давно уж никакой не реформатор, а бюрократия в КМУ как была, так и осталась.

Сумеют ли новые назначенцы ее побороть или повторят «многих славный путь»? Точнее, совсем не славный. Поймем в ближайшее время.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram