Именно поэтому вопрос о том, как же избирать новых депутатов, как-то никому не приходил в голову. Никто не пытается сказать хотя бы самому себе, что нам нужен не “хороший”, а эффективный парламент. А эффективный парламент по определению не может быть избран по существующему законодательству. Я думаю, мало кто сомневается, что победителями-мажоритарщиками в условиях ухудшения жизни украинцев снова станут “денежные мешки”, обещающие улучшить условия жизни жителей конкретного избирательного округа. Да, может быть, в новом парламенте не будет большой фракции Партии Регионов, но зато могут остаться те, кто всегда проходил в законодательный орган под ее флагами или флагами других олигархических симулякров. И если вы в самом деле думаете, что все эти люди не станут передовым отрядом украинских толстосумов – в том числе и ожидающих решения об экстрадиции – то вы сильно ошибаетесь.
Не намного лучше будет ситуация и с закрытыми партийными списками. Да, тяжеловесы украинской политической сцены – Партия Регионов и “Батькивщина” явно похудеют, появятся новые партийные проекты и в этом есть рациональное зерно. Но любой партийный проект в условиях катастрофической нехватки средств будет нуждаться в финансировании – следовательно, во многих кажущихся сейчас до одурения народных и честных партиях найдут себе место…правильно, те, кто всегда его и находил. И если вы в самом деле думаете, что все эти люди не станут передовым отрядом украинских толстосумов – в том числе и ожидающих решения об экстрадиции – то вы сильно ошибаетесь.
Так чем же новый парламент будет отличаться от существующего? Честностью, преданностью Украине, готовностью отстаивать государственные интересы? Нет, он будет отличаться фрагментарностью, усилением откровенного популизма и очевидными трудностями в формировании стабильного большинства. А значит – стабильной коалиции. А значит – стабильного правительства.
Если бы вместо закрытых списков в нашем распоряжении были бы открытые – мы хотя бы могли понять, за кого, собственно, голосуем. Но времени на изменение избирательного законодательства у депутатов не нашлось, потому что в этом случае они не смогли бы откликнуться на президентский – и общественный запрос – о скороспелых выборах. В результате – и это нужно четко понять – мы обрекаем себя на неэффективный, непрофессиональный и зависимый от «олигархов» парламент на ближайшие годы. И обрекаем по собственному желанию.
Но проблема не только в этом, а в том, что уже началась предвыборная борьба. Решение УДАРа и «Свободы» покинуть коалицию и провал правительственных законопроектов – это предвыборная борьба. Громкая отставка премьер-министра – это предвыборная борьба. Письмо президента председателю парламента с заявлением, что распад коалиции не влечет за собой отставку правительства – это предвыборная борьба. Допустим, они даже как-то договорятся – это уже не так важно. Важно то, что сейчас все свои действия люди, главной задачей которых является борьба с террористическими формированиями, восстановление территориальной целостности страны и предупреждение возможных последствий осеннего экономического кризиса будут сверять с логикой предвыборной борьбы.
И это не просто ужасно. Это чудовищно безответственно.