Но помимо самороспуска действующего созыва есть еще и вопрос избрания новой Рады. Как мы будем это делать? Ведь совершенно очевидно, что если в сложившихся условиях избирать парламент по действующему сегодня законодательству, он качественно не изменится. В закрытые партийные списки попадут представители олигархических группировок, причем их будет не меньше, а больше, - потому что в нынешней экономической ситуации у партий денег на выборы просто нет. Более того, под прикрытием партийных брендов в новый парламент могут пройти целые группы депутатов, обслуживающих те или иные кланы, причем все это будет подаваться так, как уже подавалось на президентских выборах – как обновление.
Еще более плачевная ситуация может сложиться по мажоритарным округам. И даже не потому, что здесь мы сможем наблюдать торжество денежных мешков, способных купить себе мандат у нищающего населения. Это тоже будет. Но случится и другое – радикализация парламента.
По одним округам в центре и на западе страны пройдут активисты Майдана, общественных организаций, борцы с режимом Януковича, сотники – словом, все, с кем мы связываем надежду на перемены. А на востоке страны будут побеждать те, кто сможет защитить население от этих перемен.
Потому что одно дело – вера в единую соборную Украину и совсем другое – представление о том, какой эта Украина должна быть. И в результате парламент, переполненный приспособленцами из партийных списков и радикалами-мажоритарщиками, окажется неработоспособен.
Успеет ли нынешняя Рада изменить закон о выборах и в какую сторону? Понятно, что особой заинтересованности в открытых списках у лидеров политических партий нет – потому что они привыкли к фракциям без индивидуальностей и никак не связывают отсутствие личностей с присутствием предательства. Но и сохранить существующую систему будет непросто – хотя бы потому, что нет ответа на вопрос, как проводить выборы в Крыму и на Донбассе. Не удивлюсь, если мы просто вернемся к выборам по закрытым партийным спискам, которые станут венцом олигархического ренессанса в нашей стране – вплоть до момента, пока экономические реформы спустя годы не изменят правила политической игры.