Юлия Тимошенко: ожидаемый сюрприз
Предварительный состав Кабмина сверстали еще к понедельнику. Три некогда оппозиционные силы получили приблизительно равное количество квот и азартно заполняли «шахматку». «Батькивщина», правда, уличала «Удар» в нежелании брать на себя ответственность, но консультации все же продолжались.
Закончились они вечером понедельника, с прибытием в Верховную Раду Юлии Тимошенко. На подъезде ее кортеж «тормознула» самооборона. Отказывались пропускать (кортежам в Киеве объявлена решительная война, - С.К.), пока не выяснили личность пассажира.
«Под куполом» у Юлии Владимировны была назначена встреча с ближайшими соратниками. Но прежде она тет-а-тет поговорила с Виталием Кличко.
- Мы готовы сотрудничать, вместе формировать правительство и т.д. Но вы должны подтвердить, что не собираетесь баллотироваться на президентский пост, - обратился к ней Виталий Кличко.
- Нет, я буду баллотироваться, - отрезала Тимошенко.
- Тогда, простите, мы – конкуренты.
На этом диалог, собственно, закончился.
Именно в такой редакции Кличко изложил его ближайшему окружению, представители которого, в свою очередь, поделились информацией с LB.ua.
Далее, как и планировалось, в каминный зал парламента прибыли коллеги и соратники ЮВТ. Им Тимошенко тоже заявила, что намерена побороться за «пост номер один». И только тогда Кличко, демонстрируя крайнюю степень возмущения, встал со стула и вышел вон. Доходит до Виталия Владимировича медленно – со второго раза.
Остальных присутствующих новость, мягко говоря, огорошила.
- Умом все понимают, что для нее этот шаг станет, скорее всего, фатальным, но сказать вслух никто не решается, - поделился с LB.ua один из свидетелей сцены.
- Да, власть для нее – высшая ценность. Но если сейчас взять паузу, через десять месяцев толпа сама на руках внесет ее на Банковую, - добавил второй.
- Юля рассчитывает на традиционно верный ей сельский электорат. Кроме того – знаменитый «эффект Тимошенко», когда социология традиционно показывает ей на десять процентов меньше, чем получается «на выходе», - резюмировал третий.
Помолчав, уточнил:
- Правда, для этого необходимо очень много ездить, буквально не вылезать «из поля». А сил и здоровья у нее для этого – как бы она ни бодрилась – все же недостаточно.
В самом ближнем круге Тимошенко придерживаются иного мнения:
- Да, риск есть. Но ей еще на киевских выборах ставили печать «крах». Потом – на президентских. После утверждали: ее тюрьма сломает. А вот и нет. Юля всем фору даст. Майдан может кричать что угодно, но тут не ее электорат. «Ее» избиратель никуда не делся и он ее, можно не сомневаться, поддержит. Хотя для этого, конечно, придется постараться, - говорят здесь.
Необходимо, однако, учитывать, что кроме старых «сердечных» в команде «Батькивщины» есть еще «фронтовики». Их-то больше всего и насторожила инициатива ЮВТ. Ведь, если она пойдет ко дну, они – вместе с ней.
- Ко всему нужно походить здраво. Мы уже заказали первую социологию – посмотрим на результат. За ней пойдет вторая волна – попросим Центр Разумкова подготовить цифры. Разумно будет все их проанализировать, а потом уже определяться окончательно, - отмечает один из наиболее верных соратников Арсения Яценюка.
Прекрасно понимая при этом: если Тимошенко решение приняла, вряд ли ее уже что-то или кто-то переубедит.
Тем более, получение Арсением Яценюком должности премьера, значительно нивелирует право экс-фронтовиков требовать что-либо от Юлии Тимошенко. Вопреки даже тому, что премьерство для Арсения Петровича – не столько трамплин, сколько краткий путь к политической пенсии. Уж в очень неудачное время он возглавил исполнительную власть.
Правда, надо отдать ему должное, выступая с трибуны с «инаугурационной» речью, объявил:
- Я не намерен баллотироваться в Президенты и сдаю депутатский мандат.
«Дай Бог не вляпаться во власть»
В отличие от команды Арсения Яценюка, у «Удара» руки развязаны.
- «Вляпаться во власть» всегда успеем, пусть коллеги сперва сами проявят себя. А потом президентские выборы нас рассудят, - комментировал LB.ua, цитируя великого Евгения Евтушенко, один из видных «ударовцев».
С точки зрения прагматичного политического расчета – здраво. С точки зрения идеалов Майдана – подловатенько.
- Удивительно, но Арсений оказался совершенно не готов самостоятельно формировать Кабмин. Вот, например, проблемнейший пост министра экономики. Внятных кандидатур у «Батькивщины» просто не было. Тут кто-то из наших предложил Павла Шеремета. Просто предложил, на уровне идеи. Чтобы не возникало подозрений в том, что мы его намеренно лоббируем, с ним связывался и говорил Юрий Луценко, - делится другой важный собеседник.
По факту, однако, «кабмин Яценюка» получился вовсе не так плох, как многие ожидали. Даже наоборот. Назначение Сергея Квита (Минобраз), Олега Мусия, (Минздрав), Андрея Дещицы (МИД) не может не радовать.
Силовой блок – в статусе вице-премьера – возглавил заслуженно полюбившийся Евромайдану Виталий Ярема.
Экономический – во главе с Александром Шлапаком и уже упоминавшимся Павлом Шереметой – полностью поставил «под ружье» Арсений Яценюк. Собственно, это было одним из главных его условий для номинирования премьером.
«Старая гвардия» в лице Людмилы Денисовой и Юрия Продана не вполне соответствует принципу «полной перезагрузки власти». Продан – чиновник опытный, но уж слишком сильно ассоциирующийся со схемами имени Игоря Коломойского. К Людмиле Денисовой имеет претензии гугл. На фоне которых, правда, теряется тот факт, что еще неделю тому она в буквальном смысле на собственных плечах вытаскивала раненых с Грушевского, отбивала их у Беркута на Липской, после – наводила порядки в Октябрьском дворце. Аргумент, как для министерского поста, может, и не вполне достаточный, но полностью сбрасывать его со счетов тоже нельзя.
Некоторое недоумение вызывают Дмитрий Булатов и Евгений Нищук. Фигуры, сами по себе, светлые и достойные, но не факт, что уместные в исполнительной власти. Их шансы на успех значительно повысит наличие квалифицированных замов.
Парад кандидатов
«Смотрины» нового правительства проходили на фоне «парада кандидатов» на президентство.
Картина – на сегодня - представляется следующая.
На выборы точно идут Кличко и Тимошенко.
Идет, с большой долей вероятности, Олег Тягнибок (о чем прямо говорят его однопартийцы, но что обсудить с ним самим в четверг возможности, увы, не представилось, - С.К.).
Аналогично – Петр Порошенко. На прямой тематический вопрос LB.ua отвечать он, разумеется, не стал, но выразился в том духе, что ясно и без конкретизации.
С противоположной стороны – Сергей Тигипко и Михаил Добкин.
Первого регионалы намерены выдвинуть на съезде шестого марта.
- Почему не добиться вашего, а не Тигипко выдвижения? – уточнил LB.ua у экс-губернатора Харьковщины.
- Наша областная парторганизация Тигипко пока не поддержала. Впрочем, для меня это не суть важно. На выборы я все равно пойду. По нынешним временам, еще неизвестно что лучше: самому или от партии,- сказал по телефону коротко.
Относиться к Добкину можно по-разному, но он имеет все шансы стать этаким «Тягнибоком для Юго-Востока Украины», собрав голоса сторонников ПР, разочаровавшихся в «покращенни».
«Разочаровавшихся» довольно много. Что предложит им Добкин, плюс-минус, ясно. Чем привлечет Тигипко – кроме фотогеничной внешности – не вполне.
Обсуждать это планируют на съезде в Донецке. В Киеве проводить не рискуют – слишком много «самооборонцев» вокруг, а регионалам необходимо поработать в спокойной обстановке. Прежде всего – понять, «как жить дальше». Далее – избавиться от руководителей в лице Виктора Януковича и Николая Азарова (появления «дедушки-бимбы» на съезде не предвидится, - С.К.), заменив их или Владимиром Рыбаком или Александром Ефремовым.
Конструктивной оппозицией – на данном этапе – у бело-голубых стать вряд ли получится. У них задача потрудней – выжить, сохранив какую-никакую электоральную базу. В этом – залог личной безопасности каждого из них. Сохранность капиталов - второй вопрос. Политическая будущность - сто двадцать девятый.