Регионалы: "поймите, нас достало!"
На утреннее заседание фракции ПР председательствовать явились глава АП Клюев, а также и.о. премьер-министра Арбузов. Януковича не было, а без него кадровые вопросы, понятное дело, не обсуждались.
Хотя – судя по настроениям в ПР – бело-голубые были бы не прочь одобрить повышение Андрея Петровича. По ряду причин.
Во-первых, он для них понятен. Имея репутацию хорошего коммуникатора, сумел наладить отношения с большинством регионалов.
Во-вторых, он считается – из всех возможных кандидатов – для премьерства наиболее подготовленным.
В-третьих, еще полгода тому его кандидатура на данный пост уже рассматривалась. Тогда – на уровне идеи; как человека, способного поддерживать эффективный диалог с Россией. Но поскольку тогда мы как бы шли в Европу, вопрос скоро снялся сам собой. Иное дело – теперь.
В-четвертых, что точно объединяет фракцию ПР – так это скрытая коллективная неприязнь к «младореформаторам». Становящаяся иногда даже явной.
Так случилось, в частности, в прошлом декабре, на заседании фракции под руководством Виктора Януковича.
Заседание проходило под лозунгом «поймите, нас достало!». (Точно такая растяжка красуется на баррикаде со стороны Европейской). Достала коррупция, произвол низших чинов, прессинг налоговой, неэффективность взаимодействия КМУ с ВР, глобальное всемирное потепление и т.д. Фамилии старались не называть, но каждый выступающий не отказывал себе в удовольствии бросить гневный взгляд в первый ряд зала, где восседали «младореформаторы». Камни летели, преимущественно, в их огород.
Выслушав критику, Виктор Федорович посулил предметные организационные выводы. В том числе кадровые. Их тогда, правда, отложили под предлогом «чтоб не выглядело, как уступка требованиям площади», но обещали не затягивать. Большевикам даже предложили теоретически подумать над тем, кто конкретно какое направление в обновленном Кабмине мог бы курировать.
Тогда же первые лица ПР намекали: «младореформаторы» в обновленный Кабмин могут и не войти. Уж слишком сильно «проштрафились» сразу по всем фронтам.
Чуть менее влиятельные – из числа непосредственно нардепов – заявляли прямо: если младореформаторы останутся, новому Кабмину не бывать. «Туда просто никто не пойдет. Нет дураков с ними работать», – коротко резюмировал LB.ua лидер одной из крупных депутатских групп внутри ПР.
С тех пор минуло почти два месяца. Воз и ныне там. Ритуальные жертвы принесены не были, а перед тем, как снабдить Кабмин приставкой «и.о.», почти всех его министров поштучно вызывали на Банковую – сообщали о сохранении места после перезагрузки (как это происходило и кому все-таки не повезло – читайте тут).
Но проблемы-то от этого не исчезли. Еще только больше усугубились.
Не то, чтобы во фракции верили, что опороченный событиями Евромайдана, Андрей Клюев мог бы их решить, но особых возражений против его кандидатуры не имеют.
При том, что Клюев – глава избирательного штаба на 2015-й. Очевидно, премьерство значительно бы расширило набор его инструментария как начштаба.
Однако, несмотря на все эти «плюсики» в «списке добрых дел» Андрея Петровича, во вторник в аппарате парламента бумаг на его представление не появились. Тогда как документы, необходимые для ротации Виталия Захарченко с поста главы МВД на пост секретаря СНБО уже существуют. Просто им пока не дали ход.
Кто может занять освободившиеся места? По версии «свободовца» Кошулинского, в случае комбинации «Клюев – премьер», «Захарченко – секретарь СНБО», кресло главы АП достанется, скорее всего, Андрею Портнову. Подтверждений словам Кошулинского нет, но версия весьма достоверна. Триумвират Клюев-Захарченко-Портнов – это, конечно, «дрим-тим» Виктора Януковича на 2015-й.
Ну, а Виталия Захарченко в ведомстве может заместить его зам Виктор Дубовик (прилагающий, в последнее время, немало усилий, чтобы умножить – полномочного пока еще шефа – на ноль). А то вернут из Крыма Анатолия Могилева. Тоже вариант. Правда, возникнет проблема кого послать «смотрящим» на полуостров, но это уже – тема отдельная.
"Нулевой меридиан"
В это же самое время к сессии готовились и оппозиционеры. Ситуация в стане меньшевиков складывалась не менее напряженная.
С одной стороны, коллективный разум постановил добиваться возвращения к Конституции 2004-го года. Хоть мытьем, хоть катаньем. Через Конституционный акт, захват архивов КСУ, не важно, главное – чем быстрее.
С другой, Юлия Тимошенко строго-настрого запретила соратникам поддерживать любой вариант конституционных изменений, немедленно выходить из переговоров и готовиться к президентским выборам (о том, кого на наших выдвигать, разумеется, ни слова). Соответствующие письмо ЮВТ зачитал Сергей Власенко.
Присутствующих услышанное, мягко говоря, шокировало. Тем более причин изменения своих взглядов на 180 градусов Юлия Владимировна никак не объяснила - письмо заканчивалось витиеватыми призывами к миру во всем мире.
Уже в кулуарах некоторые "сердечные" даже заподозрили ЮВТ в некоей двойной игре. Дальше эмоциональных высказываний, впрочем, дело не пошло. Тем более, более здравомыслящие меньшевики урезонивали: она, мол, максималистка - хочет все изменения и сразу, ничего плохого в этом нет, конечно, и формально она права (в поддержку письменного тезиса Тимошенко относительно вредности Основного закона 2004-го года ввиду его несовершенства, - С.К.), просто мы должны ей корректно донести почему все и сразу сейчас невозможно.
Что до письма - номинально фракция его приняла к сведению, но по факту - проигнорировала. Уж не впервой.
Теперь разберемся с Конституционной реформой. Объективно – без привязки к ситуации – она необходима. Ибо любой последующий президент, избранный с такими полномочиями, моментально превратится в… нет, не в Кучму – в Виктора Федоровича Януковича.
Следовательно, всякий демократический кандидат на пост номер один должен входить в кампанию с главным обещанием – принятия новой Конституции. И первые же шаги после победы должны быть направлены на реализацию обещанного. В противном случае, Украине еще долго не выбраться из цепких лап диктатуры.
Если же в привязке к нынешней ситуации, возвращение к Конституции 2004-го года – один из возможных способов разрешения конфликта, уравновешивающий полномочия всех ветвей власти и значительно ослабляющей президента.
Условный «нулевой вариант», позволяющий сторонам продолжить диалог. Продолжение диалога подразумевает, в частности, создание коалиционного правительства, совместные усилия всего политикума для вывода страны из кризиса (экономическая ситуация – отдельная тема, требующая детального анализа, но кратко следует заметить, что никогда прежде она не была настолько плохой). Но это возможно, если в поиске компромисса искренне заинтересованы обе стороны.
Банковая – складывается впечатление– не очень-то заинтересована. Что открыто подтверждают и ее официальные спикеры.
Ведь «обнуление» ситуации неизбежно приведет к:
а) переформатированию команды власти;
б) существенному сокращению возможности «сидеть на потоках» тем, кто сидит на них сегодня;
в) фактическому признанию власти нелегитимности решения КСУ, «по-тихому» поменявшему Конституцию одну на другую в октябре 2010-го. Значит – поставит под сомнение всю ее деятельность за четыре года.
Ни то, ни другое Виктора Януковича не устраивает. Третье вообще категорически отвергается. Еще и потому, что может – как убеждают его некоторые близкие соратники – якобы создать некие предпосылки для правовой ответственности «за злоупотребления властью». Не говоря о том, что подорвет репутацию «того, кого никто не ставил на колени» и обернется массовым разочарованием ядерного электората.
Насколько подобные аргументы состоятельны? Оставим вопрос в стороне.
Важно, что под этими предлогами власть ни на какие переговоры с оппозицией идти не собирается. С собственными депутатами – тоже. Тушить ситуативно возникающие на фронтах пожары – да. Маневрировать, грозить, обещать, запугивать – да. Даже блефовать, давая некие обещания. Договариваться – нет.
Людей, способных настоять на какой-либо внятной альтернативе (да, что там, хотя бы просто озвучить ее), в окружении Виктора Януковича (его же стараниями) сегодня не осталось.
Остались люди-функции. Функции по озвучиванию нужных мэссиджей, функции по сбору денег в казну, обеспечению результата в 2015-м и т.д.
А люди-функции дурных вестей шефу не приносят. Им это просто не нужно – живут одним днем, да и гнев на свои головы вызывать не желают.
Тем не менее, парламентская часть команды Виктора Януковича пока еще сохраняет монолит. По причинам весьма банальным.
"Состав несется в пропасть"
Вновь вернемся на утреннее заседание фракции ПР.
Вопреки ожиданиям, ни один из «несогласных» стремление покинуть ряды бело-голубых не подтвердил.
Несколько мажоритарщиков, которые накануне высказывали подобное намерение (в чем лично уверяли LB.ua в приватных беседах, - С.К.) в присутствии Клюева и Арбузова всю свою смелость, разумеется, растеряли.
Двое, от греха подальше, утром просто не явились. Еще с двумя накануне провел несколькочасовые «воспитательные беседы» Вадим Новинский. Не без удовольствия позиционирующий себя, в последнее время, не как человек Ахметова, но самостоятельный игрок, причем довольно крупного калибра, имеющий прямой доступ к президенту и способный «решать вопросы». Доступ Новинский действительно имеет – по церковной линии. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Остальные «смельчаки» после фракции поясняли: «еще не время, надо подождать, куда выходить-то, формат какой?».
Тематические «консультации» с ними проводили все, кому, простите, не лень. Богословская со Жванией (которых никто на подобное «заступничество» вообще-то не уполномочивал), Виталий Ковальчук и Андрей Иванчук, занимающиеся «вербовкой» давно, лениво и несистемно.
Предложить этим «консультантам» действительно нечего. И гарантий они никаких дать не могут. С другой стороны, даже глупо слышать требования «гарантий» со стороны нардепов-мажоритарщиков, традиционно кичащихся своей независимостью, свободолюбием и т.д.
Что касается «титульных регионалов», то беседы с ними и вовсе очень неутешительны. Люди неглупые, они мыслят на перспективу. А перспектива представляется черной пропастью.
– Такое впечатление, что поезд движется не в том направлении, – неожиданно констатировал за два месяца до провала Вильнюса, когда страна еще полна была радужных надежд, один из ближайших единомышленников Виктора Федоровича.
На просьбу пояснить, отреагировал: «Чуйка. Посмотришь».
Пресловутая «чуйка» прежде его не подводила, увы, не ошиблась и на сей раз.
– Теперь поезд на всех парах несется в черную пропасть. Все мы – внутри состава. И выбраться уже невозможно, – нынешний «апгрейд» его прогноза.
Касающийся, собственно, 2015-го.
Никаких сомнений в том, что Виктор Янукович будет бороться за второй срок и за «ценой не постоит», у его ближайших соратников не возникает. Допустим, он получит желаемое. Но, вопрос: а что дальше? Примет ли такие итоги кампании – пусть даже трижды легитимными – половина страны? Какая последует реакция? Ограничиться ли мирным протестом? Или события Евромайдана внесут свои коррективы? Тем более, в ситуации президентских выборов, конечная цель протестов представляется простой и ясной.
Признают ли выборы мировые столицы?
Москва? Не факт, ой, не факт. Обещала, но от не признания выгод, пожалуй, вырисовывается больше. Шире поле для игры.
Брюссель, Берлин и Вашингтон? Тут выводы давно сделали. Кратко их характеризует блестящая фраза сенатора Маккейна, сказанная им после встречи с главой украинского государства: «Его тактика и стратегия – smokescreen», – заключил он, делясь впечатлениями узком кругу.
Перевод, полагаю, не требуется. Метафора – дымовая завеса: говорит одно, делай другое.
Сей вывод господин Маккейн сделал после следующего диалога:
– Господин Президент, люди, стоящие на Майдане – ваш народ. Вы можете стать для них настоящим лидером. Я подскажу, как.
– Послушайте, – раздраженно перебил собеседник, – вы не понимаете, там собрались экстремисты! Террористы! (Слово «террористы» звучало несколько раз. В расчете видимо на то, что американцы к нему особо восприимчивы).
Это было еще до Грушевского.