ГлавнаяПолитика

ВСК ВР: перевыборы в проблемных округах не нужны - победители есть

И это – оппозиционеры. ВСК ВР по ситуации в пяти проблемных округах подготовила отчет. «Но ПР и КПУ блокируют его представление в зале», - заявили члены комиссии от оппозиции. LB.ua располагает полным текстом документа.

Фото: Макс Левин

Временная следственная комиссия ВР по пяти проблемным округам была создана 21 апреля. Почти через полгода после завершения парламентской кампании. Членам комиссии предстояло выяснить: по каким причинам на спорных территориях не был установлен электоральный результат и как данную проблему теперь решить.

Все фракции, как и положено, делегировали в комиссию своих представителей; возглавил ее Арсен Аваков.

Изначально предмет интереса комиссии составляли округа № 94, 132, 194, 197, 227.

Несколько позже к ним «прибавились» еще округа Павла Балоги и Александра Домбровского.

- По Балоге и Домбровскому суд вообще не имел права принимать подобные решения (о лишении мандата, - С.К.). Даже если возникло подозрение о каких-то фальсификациях в ходе кампании, надо было возбуждать соответствующее уголовное дело; выяснять, кто заказчик фальсификаций. Возможно, Рада бы дала разрешение на приостановление – на период расследования – действия их иммунитета. И только если бы факт фальсификаций подтвердился, а Балога с Домбровским были бы признаны виновными в их совершении, их бы лишили мандатов, а в их округах провели б перевыборы», - поясняют оппозиционеры.

Однако, шумиха вокруг брата Виктора Балоги и ставленника Петра Порошенко вскоре стихла – заветные корочки остались при них.

Предполагалось, что до конца текущей сессии Рады члены ВСК представят коллегам-депутатам свой отчет. В дальнейшем – на основании такого отчета – можно пытаться требовать привлечения к ответственности проштрафившихся чиновников, судей и т.д.

Однако, давеча стало известно: документ сей Секретариат Рады регистрировать не желает.

- Использовались совершенно надуманные предлоги. Формальные признаки это называется. А потом нам и вовсе сказали: с отчетом вы опоздали, срок подачи просрочен на четыре дня, мы его не примем, - пояснил LB.ua Арсен Аваков.

На самом деле, со сроками особых проблем нет, на подготовку внятного отчета комиссии отводится полгода. После чего термин ее работы – если отчет будет представлен с трибуны ВР – может быть продлен. Однако, есть проблемы с функционированием самой комиссии.

- Регионалы и коммунисты на заседания комиссии не являлись. Хотя их все время приглашали, но они игнорировали заседания, из-за чего не удавалось собрать кворум, - признался Аваков.

- Отчет нашей комиссии стоял в повестке дня еще в прошлую пленарную пятницу. Однако, потом из повестки эта строчка исчезла. В кулуарах дали понять: большинство не допустит, чтобы наши выводы прозвучали публично. Тем более, с парламентской трибуны, - добавил также.

ВСК Аваков возглавил впервые; логично – исход ее работы для него особенно важен.

- Нами, пятью членами ВСК от оппозиции, принято решение: отчет, в любом случае, необходимо опубликовать – мы считаем это своим долгом перед украинским народом и парламентом.

- А дальше? - уточняю.

- Дальше мы добьемся регистрации постановления о заслушивании Радой отчета в каком-нибудь другом виде.

- О проблемных округах много писали, говорили, но только в нашем отчете вся информация собрана воедино. Конечно, эта правда весьма неудобна для власти, для ЦИК. Они понимают, что избежать огласки результатов работы ВСК в СМИ, особенно – электронных, не удастся, но предоставлять для этого парламентскую трибуну точно не желают, - добавляет «ударовец» Павел Ризаненко.

LB.ua беседует с меньшевиками в парламентских кулуарах, на третьем этаже.

- Комиссия пришла к выводу: у ЦИК были все основания, чтобы подвести итоги волеизъявления в пяти проблемных округах. Во всех пяти округах победу одержали оппозиционеры, и победа эта была абсолютно обоснована. Мы проанализировали очень много документов, отсмотрели видео со всех участков – напомню, что только на видеосопровождение работы участков из госбюджета было потрачено более миллиарда гривен и т.д. То есть, фактически выполнили за ЦИК их работу, - говорит бывший ЦИКовец Руслан Князевич.

Архивное фото. Скандальный участок № 215
Фото: Макс Левин
Архивное фото. Скандальный участок № 215

- Вы знаете: недавно Кабмин внес в ВР законопроект, предусматривающий проведение выборов в пяти проблемных округах. Почему они так спешили с этим законопроектом? Боялись, что мы опередим их с отчетом, ведь вывод ВСК однозначен: необходимости в перевыборах нет, во всех пяти округах есть победители, все они – оппозиционеры, все они должны стать народными депутатами, - резюмирует Князевич.

- Проблема шире. Проблема в том, что провластное большинство уже несколько лет блокирует принятие полноценного закона о следственных комиссиях (в 2009-м его приняли, однако позже – по формальным причинам – документ был признан неконституционным, - ред.). Следовательно, определить круг полномочий комиссии тяжело. Так, в законе о Регламенте указано: результатом работы ВСК могут быть соответствующие обращения в правоохранительные органы, требования привлечь к ответственности тех, кто занимался фальсификациями и т.д., - добавляет Сергей Сас. - Но, тут же «уши» власти торчат. Конечно, они не хотя огласки.

Теоретически, даже без обнародования доклада и каких-либо выводов ВСК, нардепы в праве требовать у органов проверить причастность к фальсификациям конкретных должностных лиц.

- Мы все-таки хотим сделать отчет достоянием гласности, а потом – по результатам этих наших действий – примем решение о дальнейших действиях, - расплывчато обещает Аваков.

 - Да, закон о ВСК нужен. Но сегодня есть закон о статусе народного депутата, Конституция, закон о Регламенте. Они обязывают народных депутатов принимать участие в пленарных заседаниях, работе комитетов, специальных следственных и спецкомиссиях. Почему же вышло так, что наша комиссия стала нелегитимной? Семь народных депутатов от ПР и КПУ - с первого по последнего дня саботировали ее работу, - возмущается «свободовец» Игорь Швайка, присоединившийся к разговору после того, как в зале завершилось выступление Петра Симоненко. Лидера коммунистов «свободовцы» - уже традиционно – «глушат». Формально – потому, что выступает он всегда по-русски. В действительности, им, кажется, просто нравится перекрикивать Симоненко своим раскастистым «українською!», да лупить – для усиления звукового эффекта – стопками законопроектов по столам.

 

Фото: Макс Левин

- Выход очень простой — мы работаем над внесением изменений в Регламент, Конституцию, чтобы у депутатов были не только права, но и обязанности, ответственность. Поскольку Лукьянов, Колесниченко, Олейник и другие бойкотировали ВСК по личному указанию Ефремова и Януковича, - итожит Швайка.

- Вы лично их спрашивали, почему не ходят на заседания?

- Конечно, - синхронно кивают все пятеро.

- И, что?

- Поднимают глаза к потолку и молча руками разводят, - точно так же разводит руками Аваков, - мы, мол, не виноваты, нам так сказано.

- Никто мне о заседаниях комиссии ничего не говорил! Я об этом либо из СМИ узнавал, либо уже на следующий день – по факту! – возмущается Колесниченко. - Ну, что это такое, надо же предупреждать?! Хотя бы за день! Говорите, уже отчет подготовили? Ну, я его не видел…

- Допустим, вы пропустили одно заседание, пропустили два, вы же член комиссии, подойдите в зале к тому же Авакову, к Сасу, к Ризаненко, спросите, почему вас не зовут, - подсказываю.

- Не могу же я за ними бегать, у меня и так масса дел, - парирует регионал.

Лукьянов настроен и вовсе воинственно:

- Говорят, мы не являлись? Вот, пусть скажут, кто из них лично меня приглашал. Хоть раз! Нет-нет, пусть скажут! Нечего им сказать! Меня никто ни разу не звал. Ни разу!

В ЦИК претензии тоже опровергают.

- ЦИК принимала известное решение в силу сложившихся обстоятельств. Судите сами: только в Черкассах волеизъявление 30 тысяч избирателей было де-факто перечеркнуто решением суда. Подчеркиваю: решением суда, - отмечает член ЦИК Андрей Магера. - Как должна была поступить Комиссия?

Вариант первый: огласить победителем того, кого признала таковым областная комиссия. В свете происходившего, подобное решение, как понимаете, могло быть довольно сомнительным. ЦИК – не орган статистики или бухучета, автоматически заверяющий то, что ему дают.

Второй вариант: ЦИК дополнительно исследует спорные обстоятельства. Ну, скажем, изучая показания видеокамер на участках. Но, как быть, спрашивается, со вступившими в силу судебными решениями? Разве может решение госоргана – даже такого, как ЦИК – перечеркивать решение суда? - рассуждает Магера. - Объективный результат в этих пяти округах установить было невозможно. И мы, ЦИК, прямо об этом сказали. Вот и все.

LB.ua от участия в споре большевиков, оппозиционеров и ЦИКовцев воздержится. Взамен предлагаем читателям самостоятельно ознакомиться с готовым текстом отчета ВСК ВР. Ознакомившись – сделать собственные выводы.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram