Суть законопроекта следующая — Внутренние войска МВД нужно расформировать и на базе их создать новую силовую структуру, формально входящую в состав МВД и подчиняющуюся его руководству. Причем, в отличие от «Беркута», местные подразделения которого подчиняются областной милиции, все будет максимально централизовано. Как и в случае внутренних войск, их главнокомандующего (который по должности является заместителем министра внутренних дел) лично назначает и увольняет президент. Заместители главнокомандующего тоже назна чаются и увольняются президентом (то есть министр МВД как формально непосредственный начальник главнокомандующего ГСП не может применить к последнему никаких санкций).
Теперь относительно функций этого нового ведомства. Как известно, внутренние войска являются в основном «охранным» соединением и не рассчитаны на выполнение других задач вроде расследования преступлений, проведения спецопераций по освобождению заложников или ликвидации преступных группировок и т.д.. Здесь же Государственная служба правопорядка будет специализироваться, помимо охраны объектов государственного значения, охраны дипломатических представительств , обеспечения порядка при массовых мероприятиях, конвоирования заключенных и подследственных, сопровождения ценных грузов и т.д. на:
- Защите конституционного строя (дублирует функцию соответствующего департамента СБУ).
- Ликвидации незаконных вооруженных формирований, отражение нападений из-за рубежа (дублирует функции армейских подразделений, УБОП МВД и департамента «Т» СБУ , а также ЦСО СБУ («Альфа»)).
- Охране судов, судей и других участников судебного процесса (сейчас этим занимается подразделение судебной милиции «Грифон» и департамент государственной службы охраны МВД, в особых случаях — ЦСО СБУ («Альфа»))
- Ликвидации последствий техногенных и природных катастроф (дублирует функции МЧС).
Также очень важным здесь является перечень некоторых полномочий и прав сотрудников ГСП (сразу вопрос — зачем типично охранной службе полномочия следственного характера в мирное время?).
- Совершение оперативно-розыскной и разведывательной деятельности (внутренние войска не имеют такого права). Что характерно, без права на самостоятельное возбуждение уголовных дел и дальнейшее следствие (хотя право проводить допросы сотрудники ГСП таки будут иметь).
- Проведение обысков и проникновение в помещения граждан без санкции суда (вне военного/чрезвычайного положения это противоречит действующему Уголовно-процессуальному кодексу. Для этого требуется всего-навсего… известить прокурора в течение суток об обыске.
- Патрулирование улиц, проверка документов граждан, задержание и т.д. в обычное время (не военное/чрезычайное положение или время проведения массовых мероприятий, требующих режима усиленного патрулирования)
- Получение любой информации о деятельности предприятий и общественных организаций (на практике — скорее не информационными запросами, а методом «маски-шоу»)
- Анонимность при спецоперациях (под это понятие можно подвести что угодно — от реальных боевых действий и ликвидации террористических групп до слежки и провокаций по отношению к оппозиции).
Также неоднократно акцентируется, что в задачах, которые должно решать новое ведомство, одно из главнейших мест занимает противодействие массовым беспорядкам, их подавление, предотвращение и т.д.. Этому аспекту посвящен целый ряд мест в законопроекте — и это прямо указывает на цель такого переформатирования внутренних войск. Учитывая растущее количество акций протеста в Украине и возрастающее недоверие к власти даже в родных для нее юго-восточных регионах, очевидно, что новое ведомство строится именно под разгон массовых акций, если они направлены против режима. И, соответственно, сотрудники будущей ГСП будут поддерживать порядок на провластных митингах и охранять их.
Или, если уже речь пошла о посягательстве на конституционный строй — под это понятие, учитывая настроения во властной среде, может быть подведена как попытка государственного переворота, так и банальное требование провести повторные выборы без фальсификаций. Ведь один из соавторов законопроекта Василий Грицак на полном серъезе, комментируя законопроект, заявил, что оранжевая революция 2004 года была посягательством на конституционный строй (а многочисленные факты фальсификаций в пользу кандидата от власти, которым тогда был Виктор Янукович, таковым не являлись?). Естественно, при таком отношении к избирателям у ПР только один путь — идти на конфронтацию с собственным народом. Ведь казалось бы, «стандартные» внутренние войска свои задачи выполняют нормально и не нужно на них распространять другие задачи, для которых есть другие ведомства и подразделения. А здесь, видимо, народные депутаты Грицак и Коновалюк решили убедить «Семью», что тем нужна частная армия под вывеской госструктуры. Мало того, идея создания нового силового ведомства со сверхполномочиями говорит о том, что во власти полностью не доверяют ни армии, ни СБУ, ни МВД, Хотя два последних ведомства вообще-то лояльны, а третье деморализовано постоянными «реформами» и в случае развития революционной ситуации максимум, что оно может противопоставить власти — саботаж приказов, если те будут иметь явно преступный характер. Так что причина только одна — в стремлении опереться на силовые структуры в случае реальных более-менее массовых волнений Виктор Янукович и его окружение уже не доверяют ни одной из существующих (за исключением, возможно, ГПУ — ну не пускать же прокурорских работников на разгон демонстраций).
Стоит также сказать, что численность сотрудников будущей службы не ограничивается (для справки: численность внутренних войск на сегодня составляет около 33 тысяч человек). Возможно зачисление как на срочную службу (как военнообязанных), так и по контракту, причем пропорции контрактников по отношению остальным служащих в законопроекте не прописаны. А это уже повторно наводит на мысли, что ГСП может стать де-факто частной армией Виктора Януковича. Да и после такой реформы эта структура может оттянуть на себя довольно-таки большую часть бюджетного финансирования МВД (что будет означать попытки «купить» лояльность сотрудников, как это регулярно происходит в России с ОМОНом, где постоянно увеличивают финансирование и льготы для подразделений, участвующих в разгоне акций протеста). Учитывая, что Верховная Рада не так давно сама себя ограничила в правах регулирования бюджетного процесса, финансирование МВД и будущей ГСП может быть полностью неподотчетным парламенту. Значит, и право парламентского контроля над деятельностью ГСП будет тоже ограничено. И именно на эту структуру может быть направлена основная часть бюджетного финансирования и «спонсорской помощи» МВД. Кстати, предполагаемое увеличение объемов последней будет прямым свидетельством того, что крупный бизнес, несмотря на тихое (пока еще) недовольство властью, тоже готов посильно помогать в подавлении акций гражданского сопротивления, проявляя солидарность с окружением Януковича. И Госслужба правопорядка может быть использована не только для противодействия митингам и т.д., но и для помощи рейдерам, как были случаи использования «Беркута» и местной милиции в этих целях.
Даже если законопроект «завалят» силами самих же регионалов на этапе рассмотрения в профильном комитете, где он пребывает в данный момент или на каком-то из последующих этапов, он все равно является симптоматичным. Ведь все страхи партии власти перед обществом и все ее желания законсервировать свое пребывание в этом статусе в документе читаются очень даже хорошо. Несмотря на то, что Грицак и Коновалюк — фигуры среднего эшелона фракции ПР, их точка зрения по поводу дальнейшей реформы силовых структур вполне является «срезом» мнения ПР в целом. Регионалы явно намерены построить в Украине полицейское государство. А исходя из некоторых полномочий Государственной службы правопорядка, она имеет все шансы сравниться с.. гестапо в Третьем Рейхе (и аббревиатура в русскязычном варианте звучит похоже: ГСП = ГеСтаПо). Тем более, если ее кадровое обеспечение может быть сугубо партийным (ведь быть членами политических партий и общественных организаций сотрудникам будущей ГСП формально не запрещается, хотя декларируется принцип внепартийности), а для некоторых прописанных в законе задач нужна лояльность, которую можно обеспечить, в том числе и членством в ПР. И тут снова возникают параллели с нацистской Германией, точнее с девизом СС: «Meine ehre heisst treue» («Моя честь зовется «верность»»). Возможно, что эта структура будет служить официальным оформлением для «охранных отрядов» и «штурмовиков» от ПР. Таким образом, заявляя на словах об антифашизме и борьбе с «проявлениями фашизма», ПР по сути строит государство по канонам фашистских режимов в Германии или Италии прошлого века. Только с маленькой оговоркой — если в Третьем Рейхе или закон хоть и формально, но все же соблюдался, то здесь полицейское государство приобретает во многом черты мафиозного, с неписанными законами и приоритетом устных приказов.
Проскальзывала информация о том, что эмблемой подразделений ГСП будет… собачья голова. Если это правда, то это уже словно оговорка по Фрейду. Такое украшение носили при Иване Грозном опричники, известные своей преданностью царю, жестокостью и произволом (и полной небоеспособностью против внешнего противника). И эпизоды, словно списанные из «Дня опричника» и «Сахарного Кремля» Владимира Сорокина, могут стать реальностью в Украине. Согласитесь, еще каких-то полтора –два года назад мало кто мог подумать, что в Украине будет «налоговый Майдан», а его участников будут судить за… повреждение плитки на площади или за поцарапанный автомобиль, принадлежавший сотруднику милиции. Абсурд? Абсурд. Реальность? К сожалению, да.
Или вся эта бурная деятельность, связанная с образованием Государственной службы правопорядка — просто грандиозная подготовка к очередному «распилу» бюджетных средств? Несмотря на то, что в законопроекте подчеркивается, что перепрофилирование внутренних войск не потребует дополнительного ассигнования, все может измениться. (Например, из более ранней практики госзакупок МВД. А тут могут еще придумать массу поводов для очередного выделения денег — на покупку новой униформы, нового оружия, автомобилей, авиатехники и т..д. А ведь есть еще более «мелкие» расходы вроде печати новых удостоверений, пропусков и т.д. И чтоб обязательно с голограммами… ). Во всяком случае Василий Грицак, как бывший «завхоз» МВД, явно «в теме» тендеров, госзакупок и схем освоения бюджетных средств. Как говорится, одно другому не мешает — опричники времен Ивана Грозного любили и жалование от царя получать, и «скверну выгрызать и выжигать», попутно отбирая у опальных бояр и подвернувшихся под руку смердов все, что им понравилось. Не повторится ли эта история в Украине?