Поговорить об интеграции и европейских ценностях в студию пришли народный депутат от НУ-НС, член парламентского комитета по вопросам европейской интеграции Ирина Геращенко и заместитель министра иностранных дел, который принимал участие в подписании Соглашения, Павел Климкин. Свои мнения высказывали также эксперты: Сергей Сидоренко, Виктор Шлинчак, Владимир Олийнык, Андрей Шевченко, Михаил Погребинский и Алексей Гарань.
"Что же, все-таки, было парафировано?", - поинтересовалась Безулик.
"Парафировали политическую часть, а также первую и последнюю страницы о Зоне свободной торговли. Теперь последует формальная и юридическая вычитка документа, которая продлится около полугода", - рассказал заместитель министра иностранных дел.
На замечания, что во время редактирования могут поменяться некоторые пункты соглашения, Климкин возразил: "В содержании ничего изменяться не будет – могут поменяться только некоторые термины и хронология".
Замминистра прокомментировал также звучащий вначале вопрос о том, почему в ЕС по поводу подписания Соглашения даже не было проведено пресс-конференции: "Привлечение прессы было. Но, по большому счету, это была техническая процедура, поэтому она и не имела такой большой огласки".
Ирина Геращенко отметила, что именно оппозиция еще в 2007 году заложила основы процесса подписания договора. Она также подчеркнула, что существовало несколько факторов, способствующих подписанию соглашения.
"Это парафирование стало возможным, потому что, во-первых, европейцы очень экономные люди. Для них доллар - это уже деньги. Они вложили в эту сделку массу своих сил, энергии, и они просто не могут позволить себе все это выбросить", - отметила депутат.
"Во-вторых, это стало возможным только благодаря консолидированной позиции оппозиционных сил. И последнее, я лично убеждена, что Европейский союз сделал это сейчас, накануне инаугурации Путина, для того, чтобы не дать возможность российскому президенту усилить давление на Украину по затягиванию ее в ЕврАзЭС, и чтобы это давление не увенчалось успехом", - заявила Геращенко.
Показанные на экране результаты социологического опроса засвидетельствовали, что около 30% населения поддерживают одновременно и евроинтеграцию, и создание единого государства в составе Украины, России и Беларуси.
"Я видел много социологических опросов за последние годы. И идею евроинтеграции всегда поддерживает большинство, независимо от регионов. Это объединяющая идея", - прокомментировал Климкин.
Замминистру иностранных дел пришлось оправдываться за то, что текст Соглашения не обнародован: "Я бы с удовольствие, но ЕС никогда не публикует соглашения до их подписания. Пока это невозможно".
Геращенко, комментируя цифры соцопроса по евроинтеграции, заявила: "Это отчасти от того, что у нас информационная кампания находится на нулевом уровне".
"Политическая ориентация украинцев – амбивалентна. А самая большая поддержка Украины на пути в ЕС, как ни парадоксально, была при Кучме", - констатировал политический настрой украинцев Алексей Гарань.
После небольшого спора между гостями и экспертами по поводу качества информационной кампании и ее целей, Безулик решила перевести разговор в немного другое направление. Ведущая заявила, что в международной политике мы начали голосовать против всех, подтвердив свои слова цитатой из статьи в "Главкоме".
На вопрос, кто именно будет отвечать за украинскую евроинтеграцию, Клинчак уклончиво ответил: "Евроинтеграция – это системная работа, потому ответственны будут все".
"Президент", - предложил свой ответ Михаил Погребинский.
Геращенко поддержала Клинчака, заявив, что все должны научиться использовать евроинтеграционную риторику.
"Широкая общественность не понимает, что такое евроинтеграция. Это не вступление, не подача заявки, не членство", - отметил Сергей Сидоренко.
"Евроинтеграция – это тотальная перестройка страны, адаптирование всех жизненных сфер согласно требованиям ЕС", - выразил свое мнение Павел Климкин.
"Украину никто на шнурке в Европу не тащит. Мы сами выбрали этот путь еще при Кучме и должны по нему идти", - выразилась Ирина Геращенко.
Андрей Шевченко заявил, что евроинтеграция – это не самоцель, а инструмент модернизации страны. Он также добавил, что, во-первых, подписание Соглашения имеет позитивный результат, поскольку обеспечивает украинцам более выгодные условия на торговом рынке и рынке труда. Во-вторых, это, к сожалению, не означает потепления отношений между Украиной и ЕС. И в-третьих, Соглашение с ЕС является "тюремно-заключенным" и ключ от этого него, по мнению представителей ЕС, в Качановской колонии.
"Конечно, политические факторы будут браться во внимание во время подписания, но есть хорошие предпосылки, что Соглашение будет подписано в первой половине следующего года во время Литовского председательства в ЕС", - подчеркнул Климкин.
Геращенко заявила, что помочь ратификации соглашения могут, во-первых, честные и прозрачные выборы с участием в них Луценко и Тимошенко, во-вторых, избегание выборочного правосудия и борьба с коррупцией.
"Прошли ли мы уже точку необоротных изменений?", - поставила свой финальный вопрос ведущая.
"Нам нужно понять, что произошло. Это было техническое, а не политическое действие. Для политического нужно, чтобы общественность повлияла на власть. А для этого мы должны иметь текст Соглашения", - по-своему ответил на вопрос Сергей Сидоренко.
"Большинство молодежи, по статистике, хочет выехать за границу. Это значит, что страна теряет перспективу", - отметил Шлинчак.
"Если Партия Регионов с треском проиграет выборы, и их признают легитимными, то нас примут куда-угодно", - заявил Погребинский.
"Партия Регионов получила хорошее наследство от предыдущей власти. Консенсус вокруг евроинтеграции есть, но его нужно углублять. Нужно строить ЕС в Украине", - сказала Геращенко.
"Точка невозврата пройдена, другого пути попросту нет. Интеграция – это безопасность для Украины как европейской страны, стабильные и понятные правила игры для каждого гражданина, а для бизнеса – доступ к уникальному рынку и увеличение стоимости активов", - резюмировал заместитель министра иностранных дел.