К микрофону первым вышел Петр Порошенко. Экс-глава МИД поделился своим видением события 20-летней давности, высоко оценил его роль, его ход и прозрачность голосования (противопоставив этот референдум - референдуму 2000-го года).
Говоря же о будущем Украины и ее перспективах, Порошенко снова стал говорить о важности евроинтеграции.
"Можно ли ставить на одни весы судьбы экс-премьера и евроинтеграции?" - задался вопросом он. И процитировал президента Европарламента Ежи Бузека: "Мне кажется, что первопричина, по которой мы теряем шанс присоединиться к европейскому сообществу - это непонимание людей, которые сейчас находятся у власти".
Депутат от ПР и глава комитета по депутатской этике Владимир Макеенко изрядно повеселил гостей студии. Начав с темы голосования 20-летней давности, он очень быстро перешел к недавно принятому закону о выборах.
Пытаясь объяснить, на какие жертвы депутаты пошли, принимая закон о выборах, он заявил, что парламентарии разучились что-либо делать, кроме как нажимать на кнопки, и очень не хотят покидать Раду. Зал хохотал. Уже экс-глава Союза писателей Владимир Яворивский даже выразил опасение, что за такие откровения Макеенко могут выгнать из ПР.
Член политсовета "Свободы" Андрей Ильенко единственный из выступающих не застал СССР в своей сознательной жизни - в 91-м ему было четыре годика. Но он точно знает, что нужно делать с авторитарными режимами.
"Диктатуру надо валить", - сказал он.
"Сначала надо иметь диктатуру", - ведущий перефразировал цитату из "Простоквашино".
"А сейчас у нас что? В Донецке убивают людей. Или мы должны подождать, когда они убьют миллион?" - спросил Ильенко.
Тарас Чорновил, взяв слово, выразил "Свободе" некоторые симпатии ("У меня там есть друзья", - сказал депутат), однако посоветовал избавиться от людей, которые популяризируют нацизм и преследуют преподавателей Украинского католического университета.
"Это вы о ком?" - спросил Ильенко.
"Например, Михальчишин, который издает брошюрки с Геббельсом", - ответил Чорновил.
"Он ученый! Он объективно изучает прошлое. Покажите мне хотя бы одно место, в котором он хвалит Геббельса", - Ильенко отмахнулся от Чорновила.
Коммунист Сергей Гмыря едва не оказался самым удачным спикером программы.
Во-первых, с самого начала он ошарашил всех остроумным наблюдением: "Все критикуют бывших коммунистов. Я тоже их не люблю. Есть ли хоть одна партия, в которой их нет? Есть - это КПУ. У нас только настоящие коммунисты".
Пока присутствующие ошарашенно, затаив дыхание переваривали эту очевидную информацию, Гмыря успел выдать не совсем корректное утверждение.
"Референдум 1991-го года - это же обман. Людям предлагали подтвердить Декларацию о госсуверенитете. Говорили, что мы будем в едином экономическом пространстве. А оказалось?" - было видно, как присутствующие нахмурили брови, пытаясь сообразить, где здесь кроется подвох.
Но Гмыря уже успел сорвать аплодисменты, удачно выкрутившись из ответа на вопрос об очередях в СССР.
"Если бы при СССР цены подняли в полтора раза - дефицита и очередей бы не было. А сейчас - цены выросли в десятки раз - и очередей нет. Потому что у людей нет денег. Тогда был дефицит товаров, а сейчас - дефицит денег", - зал робко хлопал.
Но эксперты успели придти в себя и в итоге "отбились" от Гмыри. Порошенко, в частности, указал на некорректность фразы о референдуме, потому что выносилась на голосование не Декларация, а Акт.
Завершали программу Владимир Яворивский и Тарас Чорновил.
Последний умудрился, будучи членом фракции "Реформы ради будущего", прямо заявить о своих искренних симпатиях лидеру партии УДАР Виталию Кличко.