Ваш сын выиграл всевозможнейшие титулы - он дважды чемпион мира, олимпийский чемпион, о чемпионате Европы и Универсиаде уже даже не вспоминаем. Вам когда с ним было легче работать как тренеру - раньше, когда он был только в начале своего пути, или сейчас?
Дело в том, что у нас отношения всегда были товарищеские и договорные. Никогда у нас прессинга не было. Ты хочешь - ты выполняешь. Не хочешь - делаешь самостоятельно, как ты это себе представляешь. Но у нас есть четкая договоренность: я тебе говорю головой об стену биться - ты бьешься головой об стену. Ты мне веришь. Все, что я говорю, ты должен воспринимать за догму. Может быть, это грубо звучит. Если начинаются сомнения какие-то - такого в спорте не должно быть.
Если есть какие-то вопросы - после тренировки можем сесть и обсудить. И ты можешь мне аргументировать свою позицию и доказать, что я не прав. Я соглашусь, и мы будем делать по-твоему. Но во время тренировки, когда мы вместе составили план подготовки, никаких вправо-влево быть не должно.
А часто сомнения посещают Васю?
Сомнений нет, а есть неуверенность: а надо ли вот это делать, может, хватит уже? Но когда понимаешь, что впереди предстоит… Вот сегодня он мне говорит: «Я перед чемпионатом мира просто истязал себя, не представляя, зачем мы так много работаем. Но когда случилась история с тем же бразильцем, я понял, что мы еще и мало делаем».
Многие эксперты говорят, что Василий уже не такой яркий, не такой резкий, как он был на Олимпиаде в Пекине. Визуальное ощущение, что он действительно уже не такой прыткий «кузнечик». Он что - «стареет»?
Ну, возраст - это само собой. Я другое скажу: посмотрите на первые бои Дениса Беринчика на ЧМ в Баку и на финальный бой. Это совершенно разное восприятие, разные бои. Хотя он остался тем же. Сейчас вот говорят: у него сил не хватило, это уже седьмой бой был. Это все ерунда! Когда человек выходит в первый раз - его никто не знает, и все, что он делает - он делает произвольно, но для судей это является новинкой. И они судят, как оно есть. А вот потом…
И на Васю готовятся уже не только соперники, но и судьи. Вы посмотрите на тот же скандальный бой с бразильцем. Как можно расслабиться и работать быстро, когда тебе просто не жмут удары. Естественно, это внутренне зажимает, меняет саму технику и подход к бою.
А как нас судили на ЧЕ-2008 в Ливерпуле, когда сын в полуфинале боксировал с французом. Он два раунда проигрывал 0:1, в третьем раунде сравнял счет и только в четвертом еле-еле нажали еще одно очко. Вот как можно в таких условиях расслабленно боксировать?!
Сейчас говорят: Вася очень много стал пропускать. Да вы просто выключите звук, чтобы не слышать, что говорят комментаторы, и ради интереса посчитайте, сколько ударов он пропустил. Да все как было, так и осталось. Удары наносятся по локтям, по плечам - по защите. Ударов мало пропускается. Но сейчас акцент пошел на мощь ударов - чтобы сметать, «выбивать» противника. Ведь убрали систему подсчета очков «фехтовальную»: раньше счет был виден, и мы ориентировались на него. Надо было просто «сыпануть» где-то. А сейчас счет оглашается между раундами.
Совершенно меняется подход к ударам: если раньше можно было просто «подсыпать» ударов, «набросать» за счет скорости (и мы видели, как меняется «счетчик»), то сегодня требуется качество. Мы уже не смотрим «жмут/не жмут» - надо «ломать» противника.
Василий раньше был как «прима-балерина» - все главные надежды были направлены на него. Сейчас в сборной уже четыре чемпиона мира. Сыну теперь будет полегче психологически?
Безусловно. Когда и ты сильный, и остальные что-то могут, то намного легче. И когда команда сильная, то это совершенно другой настрой.
На чествовании в Госслужбе молодежи и спорта много говорилось о недостаточном внимании к тренерским кадрам.
Тренер олимпийского чемпиона, чемпиона мира, естественно, обеспечен, потому что есть государственная стипендия. Но другие тренеры, которые не подобрались к такому уровню, вот они испытывают проблемы. А ведь реально все начинается снизу - с тренера, который работает с мальчишками. Сегодня остались одни ветераны, потому что молодой парень, закончивший институт, не пойдет работать на зарплату 1,5 или даже 2 тыс. грн. Можно за эти деньги купить квартиру, семью содержать, жену одевать?! Какие зарплаты - такая и отдача.
Главный тренер сборной Дмитрий Сосновский рассказывал о мировом заговоре, о спортивной мафии, которая правит бал в аматорском боксе. Все так печально?
Несколько фактов. Перед Олимпиадой в Пекине у нас резко поднялся уровень китайского бокса. Уже на ЧМ-2007 в Чикаго это проявилось. Просто чудеса какие-то спортивные - в Китае появились боксеры. В Чикаго у них было несколько золотых медалей, и они очень хорошо выступили на домашней Олимпиаде.
Сегодня идет подготовка к Олимпийским играм в Лондоне. Кто у нас сегодня поднялся, где у нас хороший бокс? Если кто не знает - это боксеры Англии и Уэльса.
Так даже бразильцы, и это за пять лет до Олимпиады в Рио-де-Жанейро, выиграли «золото» ЧМ!
К этому я и веду. То есть, страна-организатор Олимпиады уже имеет какие-то предпочтения в судействе. Уже где-то на судей пытаются влиять. В Баку судьи очень благосклонны оказались к бразильцам.
Но ведь Ломаченко - уже легенда, его трогать нельзя.
Да никого трогать нельзя, есть какие-то святые моменты. Когда Вася отправил бразильца на пол, рефери отсчитывал нокдаун 12 секунд. Чтобы бразилец успел отойти от потрясения. Это ведь был нокаут. Такие вот дела.