ГлавнаяПолитика

Журналисты не замечают врагов

Каждый лайтбокс на улице, каждый бигборд вдоль трассы и каждое законодательное ограничение какой-нибудь рекламы – это удар по средствам массовой информации и по работе в интернете.

Журналисты не замечают врагов

В нашей стране принято считать, будто у журналистов есть только одна крупная проблема: цензура. Плюс ещё одна проблема средних размеров: владельцы СМИ.

Почему-то без внимания остаются кое-какие другие вещи, за счёт которых, собственно, цензура и интересы собственника вообще могут становится альфой и омегой журналистской деятельности. Речь идёт о рекламе.

Точнее, о бесчисленных рекламных носителях, уродующих улицы городов, а также о глупейшем государственном регулировании размещения рекламы.

Посмотрите вокруг себя на улице любого города в нашей стране: чем заполнено пространство? Я имею в виду не физическое пространство, а социальное.

Оно даже не заполнено, а переполнено коммуникацией.

Одно из серьёзнейших отличий нынешней жизни от советского времени – это обилие обращений к людям в публичном пространстве.

Если раньше коммуникативное в городах было представлено в основном унылыми вывесками, редкими афишами, объявлениями и небольшим по сравнению с количеством рекламы в наши дни количеством агитационного материала коммунистов, то теперь в городах практически невозможно найти место, свободное от предложений товаров и услуг, афиш, тизеров телешоу, политической пропаганды и агитации за «правильный» образ жизни.

Каждый такой рекламный носитель в городе для обывателя – всего лишь раздражитель. Но для журналиста, для работника СМИ вообще – враг.

Враг бездушный, дешёвый и легко заменимый в случае уничтожения.

Улицы в наши дни чрезвычайно просто использовать в качестве канала коммуникации. Всё в городах – ну, пока кроме неба, – превращено в экран и журнальные полосы с рекламой.

От такой рекламы никак нельзя избавиться – нельзя переключить, нельзя перевернуть страницу. Отвернёшься – увидишь ещё какое-то рекламное сообщение. Не существует никаких фильтров, чтобы оградить себя от всего того, о чём человеку сообщают посредством превращения публичного пространства во вместилище информации.

Следует понимать, что если бы город было сложнее использовать в качестве площадки для размещения рекламы, то инициаторам рекламных сообщений пришлось бы выбрать другой вариант. Какой? Правильно: прессу и сайты.

Это крайне важно сейчас – когда всё больше владельцев СМИ принимают решения о закрытии своих изданий и сайтов или сокращают гонорары и другие расходы.

Предпринимательство и политика не могут обойтись без рекламы. Если бы нельзя было обставить улицы лайтбоксами, если бы нельзя было увешать дороги растяжками, если бы нельзя было измалевать все остановки общественного транспорта и сам этот транспорт рекламными объявлениями, то предпринимателям и политикам неминуемо пришлось бы сосредоточить свою рекламную активность на печатных СМИ и интернете. На всех тех площадках, на которых есть публика.

Телевидение? Это для больших карманов, – оно не страдает. А вот деньги из средних и маленьких карманов, – то есть все те средства, за счёт которых можно делать журналы и сайты о досуге, о культуре, да о чём угодно вообще, – оседают в карманах владельцев рекламных конструкций и рекламных площадей на улицах городов.

Возможно, до 2008 года денег хватило бы для всех. А вот теперь...

Да, нельзя сказать, что в прессе вообще нет рекламы. Или что к интернету не присматриваются те, кому надо что-нибудь продать или кого-нибудь в чём-нибудь убедить.

Однако пока города – чрезвычайно доступная площадка, мало кто из рекламодателей пойдёт на сайты. И многие будут уходить из журналов и газет.

Естественно, лайтбокс в центре города возле выхода из метро или растяжка над дорогой в сторону правительственных дач – это эффективно. И я не хочу сказать, что публичное пространство следует полностью очистить от рекламы. (Хотя это, наверное, было бы неплохо, учитывая, как испорчен вид городов бигбордами и всем остальным).

Я хочу сказать, что следует сократить возможности для размещения рекламы на улицах и вдоль трасс. Сейчас они – серьёзная угроза свободе печати и свободе самовыражения. Фактически, политика неограничения использования публичного пространства как рекламного пространства – это политика уничтожения прессы и удержания украинского сегмента интернета в состоянии сливного бачка (если речь идёт об общественно-политических СМИ) и мелкотравчатости (если речь идёт о проектах, например, в отрасли досуга).

Другим скоплением врагов журналистов, которое нельзя не отметить, является легион комплексов и заблуждений государственных деятелей и общественных активистов, периодически трансформирующийся в том числе в законодательные запреты рекламы тех или иных товаров и услуг. Вот недавно на совете нечестивых, то есть в украинском парламенте, был принят очередной закон, ограничивающий рекламу табачных изделий. На этот раз – вообще всю, даже в интернете. Как вы думаете, сколько людей этот и подобные законы оставляют без работы?

И я говорю не о сотрудниках рекламных агентств, которые выполняли соответствующие заказы табачных компаний. Хотя парламент ударил по будущему и этих людей. Я говорю о журналистах.

Подумайте, насколько благодаря таким запретам сократились возможности редакций газет, журналов и сайтов содержать себя?

У нас нищая страна, в которой приличные деньги водятся у очень узкого круга лиц, среди которых – табачные компании. Уже ограничена реклама алкоголя, постоянно обсуждаются инициативы ограничения политической рекламы и рекламы лекарств. К тому же, подавляющее большинство рекламодателей используют улицы, общественный транспорт и телевидение для размещения своих сообщений. Конечно, в таких условиях не стоит и надеяться на появление в интернете или сохранение в печатных СМИ достаточного количества, так сказать, «независимых денег» – поступлений от рекламы.

Что остаётся? Только интересы собственников.

Кому нравится от них зависеть?

Итак, особенно важно понимать журналистам: до тех пор пока наша страна не станет богаче, каждый лайтбокс на улице, каждый бигборд вдоль трассы и каждое законодательное ограничение какой-нибудь рекламы – это удар по средствам массовой информации и по работе в интернете.

Разумеется, не такой сильный удар, каким могут быть, например, убийства журналистов или деятельность Главлита, однако сумма подобных ударов равняется плачевному положению в отрасли производства печатных СМИ и развития сайтов.

Подумайте об этом, когда будете освещать законодательные инициативы, касающиеся рекламы, и предложения очистить, наконец, городское пространство и дороги от рекламных носителей.

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram