ГлавнаяПолитика

Дядя Ваня против Гамлета

Первый день YES прошел «под знаком» Виктора Януковича и Юлии Тимошенко. Президент лично прибыл в Ливадийский дворец; экс-премьер присутствовала незримо.

Дядя Ваня против Гамлета
Фото: president.gov.ua

Вопрос о дальнейшей участи «сиделицы» Виктору Федоровичу задавали чаще других. Янукович пыхтел, кряхтел, жмурился и ссылался на УК. В ответ европейцы ясно дали понять: свобода ЮВТ – непременное условие дальнейшей евроинтеграции Украины. Иначе – развод навсегда.

Ввиду участия в мероприятиях главы государства, всю Ялту, по недоброй «традиции» перекрыли. В том числе – внутренние переходы Ливадийского, покуда по ним шествовал «сам». Что порядком удивило всех, впервые столкнувшихся с подобными «ритуалами». Особенно – еврокомиссара Фюле, накануне добиравшегося сюда экономклассом, безо всякой охраны и даже не воспользовавшегося – во Франкфуртском аэропорту - лаунж-залом.

***

На правах хозяина Виктор Пинчук (в этом году он был один, супруга Елена отсутствовала, ввиду скорого пополнения в их семействе) встречал гостей во внутреннем дворике дворца. - Как думаете, Янукович услышит аргументы Европы относительно демократии, прав и свобод, Тимошенко (топ-тема встречи была очевидной еще до ее начала, - ред.)? Его ж далеко не первый раз предупреждают…, - я подошла здороваться.

Фото: yes-ukraine.org

- Необходимы два фактора: переводчик и время. Переводчик не в смысле с английского на русский, а в смысле с их ментального на наш ментальный, - Пинчук был философичен.

- Левочкин, по-вашему, хороший переводчик?

- Ну, Левочкин же не один рядом. Есть еще Грищенко, другие…

- Ему невыгодно слышать…

- Я так не думаю, - загадочно улыбнулся отец-основатель YES, - у нас тут открытая дискуссия. Любой может высказаться, задать вопрос. Вы же понимаете: Элмар Брок, Григорий Немыря, другие, они молчать не станут.

Через час с небольшим краткосрочный прогноз Виктора Михайловича сбылся почти стопроцентно.

Фото: yes-ukraine.org

После короткого вступительного слова, он представил двух главных гостей – «самого мудрого тигра, которого когда-либо знал в своей жизни, президента Израиля Шимона Переса». И просто «Президента Украины Виктора Януковича».

Янукович надулся, хоть виду старался не подавать. Покамест говорил – сразу вслед за Пинчуком – Квасьневский – он умащивался в тесном для его тучного тела кресле, да возился с наушниками.

- Кризис – время, когда нам нужны лидеры, но мы также можем создавать лидеров. Именно в такое время люди проходят тест на лидерство, - промолвил Квасьневский. Лидер заерзал на своем некомфортном седалище.

Фото: yes-ukraine.org

- Думаю, все политические лидеры нуждаются в советах и я надеюсь, что все участники этой встречи станут коллективными советчиками – для лидеров Украины, лидеров других стран, - осадил его мягко, - Конечно, для тех, кому это необходимо.

Речь самого Президента – невнятный набор звуков, которые он – читая с заготовленного – еще умудрялся путать. Типичная фраза: «необходимо активизировать порядок консультаций на международном уровне».

Зато ответы на вопросы – куда более содержательная и интересная часть. Особенно – один из первых, авторства вице-президента ЕНП Марио Давида.

Как известно, «Батькивщина» является членном ЕНП, посему данная политсила весьма активна в защите ЮВТ. Пиком активности стал недавний визит в Киев главы ЕНП Вилфреда Мартенса. Во встрече с «сиделицей» ему, как известно отказали, зато удалось повидаться с Президентом. После чего экс-премьер Бельгии пришел к неутешительному выводу: «если по вашим меркам, я бы давно в тюрьме сидел».

- Я приезжаю сюда уже седьмой раз, но сейчас впервые у меня разбито сердце, - Марио Давид поднялся с места, - Мой друг, Юлия Тимошенко сидит в тюрьме…

Физиономию Лидера моментально перекосило. Правда, за годы в политике, он натренировал некое подобие выдержки. Теперь он уже не морщится, будто слопал кило прокисших лимонов, но криво усмехается недобрым оскалом.

- Это наша боль, поверьте! – фальшиво воскликнул Президент. И мы очень довольны тем, что этот вопрос волнует вас также, как и нас. Да, глубоко волнует.

Тут уже перекосило евродепутата.

- Эта история не нова, она тянется с 2009-го года, когда правоохранительные органы получили задание от Президента Ющенко и СНБО: разобраться, почему (посредством подписания контрактов, - С.К.) были нарушены национальные интересы Украины и международные договоры. Разобрались – передали в суд. Как в любом европейском государстве. А что здесь такого?

Фото: yes-ukraine.org

Сообразив, видимо, что тональность не слишком благоприятна, Виктор Федорович сменил гнев на милость:

- Вообще, тут еще вопрос в модернизации профильного законодательства. Год назад мы начали работу над новым проектом УК. Он сейчас на экспертизе в Венецианской комиссии. Надеюсь, их выводы мы получим еще в этом году, ну и примем закон тогда. Янукович прекрасно понимал для чьих именно ушей это говорит.

Освобождение Тимошенко ввиду «декриминализации» ее статьи – формула, еще ранее предложенная ему самим европейцами, в ходе многочасовых консультаций. Ее применение позволит «красиво выйти» из создавшейся ситуации. Красиво - без самоунижений:

- перед обществом (ах, простите, мы ошиблись. Жертву выпускаем, прокуроров – наказываем);

- перед Европой (ах, вы нас поругали – мы осознали свою неправоту и исправились);

- перед соратниками (ой, мы не на попятную идем, мы закон исполняем).

Не факт, конечно, что Виктор Федорович сию формулу применит, но поговорить на заданную тему не прочь. Обещать,не значит жениться.

Александр Рар эту легкомысленную особенность Виктора Федоровича знает, потому вопрос задал о газе. Точнее – об утрате Украиной своего транзитного потенциала, в следствии диверсификации РФ маршрутов поставки («поскорее создавать консорциум с участием западных компаний – ваш единственный выход»).

- Как говорил один мой близкий друг: снаряды ложатся все ближе и ближе…, - начал Лидер.

Перед глазами у меня моментально встала картинка из осени 2006-го:

- Снаряды ложатся все ближе и ближе. Верно, Евгений Петрович? – кричал глава МВД Луценко, буквально подпрыгивая над парламентской трибуной.

Покойный ныне Евгений Кушнарев, сидел тогда в зале, спокойно улыбался. Через несколько месяцев его не стало. Объективно – связи, конечно, никакой нет и быть не может, но это нелепое совпадение многие запомнили. И вспоминали потом на похоронах Кушнарева. Янукович умудрился вспомнить пять лет спустя – в Ялте. Видимо, фраза случайно выскочила у него из подсознания. Как вырвалась тогда у Луценко, ныне крепко и глубоко сидящего в тюрьме.

- Мы надеемся, что диалог, который идет сегодня, между хозяйствующими субъектами – это нормальный диалог, и мы найдем общий язык. Украина и Россия были, есть и остаются стратегическими партнерами, - спокойно констатировал Янукович, вполне прозрачно намекая: видимых конфликтов с РФ никто не отменял, но есть и подводная часть айсберга, состоящая – по большей части – из взаимовыгодного сотрудничества и любезностей, - И те горячие головы, которые сегодня – на эмоциях - делают разные прогнозы (относительно возможности конфликтов, - С.К.). Я хочу их предостеречь.

Далее аудитория поинтересовалась степенью готовности Украины к возможному кризису.

- Знаете, агентство «Фитч» подняло рейтинг нашей страны, - доверительно поделился Виктор Федорович.

Большая часть зала – те, кто понимал, сколь искусно и сколь часто он манипулирует подобными данными, искренне рассмеялась. Виктора Федорович не смутился:

- Да, у нас растет уровень ВВП.

Смех нарастал. В ответ – «угроза»: «21-й реформой уже до конца этого года».

Фото: www.president.gov.ua

На этом, правда, ораторские мучения Виктора Федоровича закончились. Слово передали Шимону Пересу.

Неспешно – характерной походкой немолодого уже человека - он приблизился к трибуне. С этого мгновения и до конца его выступления (длившегося без малого сорок минут), присутствующие не сводили с него глаз.

- Чехов и Шекспир – два величайших писателя, - начал президент Израиля, не подозревая даже, что Чехов, «на самом деле», «поэт». – Между ними, однако, существенная разница. Герои Шекспира, как правило, люди высшего сословия и в финале они, зачастую, все погибают. Хотя, дух справедливости, над ними, конечно, витает. А вот Чехов писал о простых людях, об обычной жизни. У него в финалах герои тоже разочарованы, но они, по крайне мере, живы.

Метафора сия аудитории очень понравилась. Настолько, что к ней еще потом не единожды прибегали – как в подиумных дискуссиях, так и в частных беседах. Прибегали потому, что это условное противостояние – безвольного, «забитого» слабохарактерного «маленького человека» от Антона Чехова и благородного, высокородного, непрестанно рефлексирующего «коллективного принца датского» от Уильяма Шекспира, как нельзя лучше отображало и общее настроение конференции (быть или не быть Украине в ЕС), да и всю украинскую действительность в целом (жить или выживать).

- Невозможно научиться будущему. Что за великий ученый сможет спрогнозировать: в каком настроении проснется человечество завтра утром? - продолжал, тем временем, Перес. Каждым следующим словом, фразой, невольно утверждая огромную прорву между спичем, мыслями, мировоззрением, интеллектом – своим и Виктора Януковича. Насколько бесцветной, невнятной, бессодержательной (обо всем сразу и ни о чем в итоге, - С.К.) была речь Януковича и насколько глубокой, образной, яркой, афористичной – Переса.

- Концепции изменились. Лидер – не тот человек, кто стоит на вершине, а тот – кто идет вперед. Диктатор не может существовать, если он не лжет. Правда диктатора убивает.

Президенту Израиля аплодировали стоя. Совсем не так, как главе украинского государства. Не заметить этого было невозможно.

Поблагодарив Переса, модератор Христя Фриланд (традиционно уже для Ялты) не преминула отметить, что ее любимый чеховский рассказ – «Дама с собачкой».

Слушая «лайт версию» литературной дискуссии Янукович заметно посмурнел. По лицу его читалось: сговорились и издеваются, поэт Чехов; поэт, говорю вам!

***

- Вам речь Януковича понравилась? – поинтересовался Lb.ua у Леонида Кучмы.

- Ответы на вопросы понравились, - честно признался второй Президент.

- По Тимошенко?

- В том числе. Он правильно сделал, что сослался на законодательные нормы, Кодекс. Хорошо, не сказал, что это не к нему, а к суду вопрос, - Кучма умудрялся быть ироничным и дипломатичным одновременно, - Вообще, он очень вырос в последнее время.

- Да? И в чем это проявляется?

- В частности в том, как он спокойно, уравновешенно на вопросы отвечает. Даже когда говорит о газе, уже без «наездов» на Россию. Разве не показатель?

- Как ему из ситуации с Тимошенко выйти?

- Только через законодательные изменения. Других способов я не вижу.

По завершении «панельной дискуссии» у Президента начались «двусторонки». Ключевая – со Штефаном Фюле (на встрече, впрочем, присутствовали и другие высокопоставленные европейцы). В ходе которой гаранту доказывали: закрыв за Тимошенко двери колонии, Украина захлопнет свои двери в ЕС. Поймите, де, Виктор Федорович, не в Тимошенко даже дело, не в том, что ЕНП обидится – нельзя просто в принципе такие прецеденты создавать. Однако, Виктор Федорович, как докладывают источники, был непоколебим: бубнил что-то про независимость судебных органов (привет Андрею Портнову!); о том, что он – бедный-несчастный – на ситуацию повлиять не в состоянии.

Забавная деталь. Уже на следующий день Ялты (забегаю немного вперед, - С.К.) несколько «европосланцев», в узком кругу обсуждая «сухой остаток» от приватных бесед с Лидером, пришли к поразительному выводу: всем им он дословно повторял один и тот же (!) тематический текст. Что сие значит? Что он его – или сам (что вряд ли, - С.К.) или по чьему-то наущению – отрепетировал и практикует заезженной пластинкой. Которая – весьма сомнительно – отображает его личную позицию.

***

После обеда на панельных дискуссиях «солировали» Клюев и Кучма. Сравнивать которые, если уж честно, не совсем даже корректно – настолько разительными были отличия.

Клюев готовился к выступлению за несколько часов – курсируя в кулуарах, «напитывался» атмосферой.

- Да, я готов, конечно. В любое время, - договаривался о встрече с послом Германии в Украине (который, кстати отметить, к Андрею Петровичу подошел сам), - Запишите мой прямой мобильный. Ответят помощники, но вы представитесь и нас сразу соединят.

Я подошла со спины:

- А если Соня еще напишет… А потом разместит на ютьюбе, - Клюев плавно повернулся, - Нет, действительно, мне очень понравился, - усмехнулся, припомнив видео своих зажигательных плясок на праздновании юбилее ФК «Шахтер».

- Ну, вы можете повторить!

- Запросто! – рассмеялся Клюев, - Если включат «Эси диси» - так точно.

Но эси-диси на панельной дискуссии, конечно, не включили. И Клюеву пришлось импровзиировать:

- Знаете, мне очень понравилось выступление господина Переса, - отметил, небрежно помахивая страусиным ботинком. Благо не белым (здравствуйте, сотрудники Генпрокуратуры! Барсетка вам в руки!), - Он правильно сказал: мы все плывем на одном корабле. И если непорядок в одной какой-то каюте – остальные пассажиры тоже не слишком комфортно себя чувствуют. Да, так вот, про Украину, - в зале понимающе переглядывались, - Мы, так сказать, в процессе и уже близко подошли к той перегородке, которая отделяет нас от верхней палубы…, - невнятная пауза, - А верхняя палуба, это, как бы, Евросоюз. Значит, мы вплотную у перегородки, если можно так выразиться, стоим и просим (!, - С.К.): дорогие товар…, друзья, то есть, откройте уже дверь. Давайте активнее, как бы, работать.

Тут, видимо, Андрей Петрович ожидал – пусть жидких, но аплодисментов – которых, конечно, не последовало.

- Как говорил наш Президент Виктор Федорович Янукович…

Далее следовал подробный пересказ выступления Лидера. Затем – жалобы целого первого вице-премьера на нерадивость местных чиновников, кои – непроходимым своим упрямством – тормозят реформы.

Логичного вопроса: что ж это за второе лицо правительства, кивающее на строптивость подчиненных (если он не в состоянии с ними справиться), ему так никто и не задал.

- Наш Президент, он – Лидер. Но он не на вершине стоит, он идет вперед. Идет вперед по пути реформ, - резюмировал Андрей Петрович, невольно напомнив классический литературный персонаж – «своих-то мыслей у меня нет».

Фото: yes-ukraine.org

***

Кучма, в отличие от Клюева, приятно впечатлил (впечатлил лишь тех, кто не следил за ним последние годы, - С.К.) переоценкой событий 2004-го. В рамках дискуссии о революционных и прочих подобного рода метаморфозах последнего времени, Фрилянд представила его как человека, пережившего сразу две революции: фактическую – в головах – после развала Союза, и сутевую – Оранжевую.

- Никогда человек, пришедший к власти незаконным путем, не сможет победить на повторных прямых выборах. Народ не глуп! – заметил Леонид Данилович, - Я никогда не собирался идти на третий срок. Чтобы там не говорил Конституционный суд. Всегда считал, что двух сроков вполне достаточно. Люди должны отдохнуть, должны иметь возможность сравнить.

После паузы, добавил:

- Ну, сравнили…

***

Вечером первого дня состоялись еще два важных события. Отмеченных журналистами, но прошедших практически незамеченными для остальных – пресс-конференции Штефана Фюле и Карла Бильда. Прошедших уже после «сеанса общения» высокопоставленных европейцев с Виктором Федоровичем. Оба – довольно прямолинейно – дали понять: нынешняя политическая ситуация – непреодолимая преграда на пути евроинтеграции Украины.

Фото: yes-ukraine.org/

- Если ваш бывший премьер сядет в тюрьму по статье, уходящей корнями в коммунистическое прошлое, я сомневаюсь, что наши отношения останутся такими же теплыми, - четко заявил Фюле, гордо восседая в центре бывшего рабочего кабинета Его Императорского величества Николая второго.

***

«Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой - и отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно... (Становится перед ним на колени и кладет голову на его руки; утомленным голосом.) Мы отдохнем!

Телегин тихо играет на гитаре.

Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую... (Вытирает ему платком слезы.) бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь... (Сквозь слезы.) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди... Мы отдохнем... (Обнимает его.) Мы отдохнем!». Это – финальная сцена бессмертного «Дяди Вани».

Кто превозмог: он или Гамлет, участники ялтинской конференции уповали выяснить во второй день работы.

P.S. За содержательные беседы относительно места дяди Вани и Гамлета на фоне исторической метели украинского масштаба - отдельная благодарность Дмитрию Выдрину.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram