Единодушной поддержке евроинтеграции способствовало не только согласие всех гостей программы, но и результаты опроса зрителей в студии (в большинстве поддержавших евроинтеграцию), и включение из Ялты, где проходит встреча "Ялтинской стратегической инициативы - YES".
Первым к микрофону вышел экс-министр иностранных дел Петр Порошенко, который часто любит напоминать, что очень много инициатив по евроинтеграции стартовали в период его работы на Михайловской площади. На сей раз он этого не делал, но его выступление было проникнуто европейским духом.
"Я сегодня был рад, когда услышал выступление премьер-министра России на форуме в Сочи, мне очень понравилось, что тональность общения лидеров кардинальным образом изменилась. Я считаю, что российская позиция была сформирована исходя из реальности того, что они поверили, что Украина сможет продемонстрировать прогресс в европейском направлении. Уже сейчас", - Порошенко таким образом прокомментировал зачному обмену репликами между Януковичем и Путиным касательно вектора движения Украины.
Эксперты в студии не могли не заметить этой реплики. Политолог и замглавы "Единого центра" Вадим Карасев поинтересовался, не боится ли Порошенко, что в таком случае Россия закроет рынок для продукции его предприятий.
"Частные интересы не могут быть выше государственных", - ответил ему Порошенко, продолжив, что Россия также зависит от украинской продукции, как и Украина от многих других поставок из России.
Далее из Ялты на связь вышел Александр Квасьневский, с которым участники эфира общались едва ли не больше всего - почти час.
"Мы поддерживали, поддерживаем, и будем поддерживать Украину в процессах объединения с Европой", - заверил присутствующих экс-президент Польши.
Но, чтобы не возникало иллюзий, напомнил, что отдельные внутриполитические моменты могут усложнить этот процесс.
"Все, что сейчас происходит в Украине с госпожой Тимошенко, усложняет процесс. Здесь нет другого ответа. Политически это усложняет все разговоры. Все, что произошло в последние недели или месяцы в Украине, не помогает в этом процессе", - сказал он.
После этих слов главе оппозиционного правительства Сергею Соболеву практически нечего было добавить, поскольку против евроинтграции он не возражает, а в защиту Юлии Тимошенко лучше, чем Квасьневский, выступить было нельзя.
Поэтому присутствующие постепенно перешли на обмен колкостями - кто что нарушает и что саботирует. Досталось даже советологу Андерсу Аслунду, который тоже вышел в эфир из Ялты, и которого "регионалка" Елена Бондаренко заподозрила в симпатиях к Тимошенко.
В двенадцатом часу ночи в студии появился джаз-бенд, на фоне которого из Ялты ненадолго вышел в эфир довольный министр иностранных дел Константин Грищенко.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ У КИСЕЛЕВА...
"Большая политика" снова началась сюжетом, который "связывает" тему предыдущей программы с политикой. Поскольку перед ток-шоу было песенное "Шоу №1", то зрителям показали поющих, играющих, декламирующих и танцующих политиков.
Затем уже после 23:00 в студию пригласили министра топлива и энергетики Юрия Бойко, который около часа информировал зрителей и экспертов в студии о планах Украины касательно поставок газа.
"Что касается цен, то правда на нашей стороне. Контракт изначально был кабальным. Наша страна по нему получает самые высшие цены в Европе", - сказал министр.
Чуть позже он заявит, что справедливой ценой является "200 долларов с небольшим": "Конечно, такая цена и должна у нас быть".
"Если "Газпром" и российские партнеры на нас хотят зарабатывать столько сколько на Германии, то цена такая и должна быть. Объем закупок примерно соответствует нашему: 33 миллиарда закупает Германия, 40 – купили мы", - отметил Бойко.
Говоря о реорганизации "Нафтогаза", министр напомнил, что разделение его на ряд компаний является вынужденной мерой - выполнением обязательств, взятых на себя Украиной.
"На самом деле ситуация значительно проще: с февраля 2011 года наша страна является полноправным членом Европейского энергетического сообщества. Фактически, мы вступили в Евросоюз в области энергетики. А правила Евросоюза, так называемый "третий пакет", предопределяет разделение транзита, продажи и добычи. Это правило уже адаптировано во всех странах Евросоюза", - сказал он, добавив, что согласно этому документу с 1 января 2012 года компания должна быть разделена.
Также прогнозируемой должна стать работа украинской ГТС этой зимой. "Никаких радикальных действий по отношению к нашим европейским партнерам не будет. Мы сочли нужным пригласить послов и разъяснить позицию. Мы заявили, что будем выполнять транзит, пока не договоримся по изменению газовых контрактов или не получим решения соответствующего суда", - заверил Бойко.
Министр отказался комментировать судебный процесс над экс-премьером Юлией Тимошенко, подписавшей критикуемые им газовые контракты.
"Я не хочу комментировать суд и процессы, которые проходят. Здесь много можно рассуждать. Мы считаем, что контракт кабальный и его нужно пересмотреть", - сказал он.
Тогда последовал вопрос, а как бы Бойко повел бы себя на месте Тимошенко в 2009-м году.
"Мы не допустили бы до такого развития событий. 1 января был перекрыт газ на Европу и имидж Украины как надежного транспортера газа был уничтожен. Я знаю, как выживали сербы и хорваты. Мы бы такого никогда не допустили. Это была авантюра", - не задумываясь ответил он.
По его словам, в любой ситуации руководитель должен поступать, исходя из интересов страны. "Нужно было продолжать переговоры, запасов газа было еще на месяц. Я бы такой договор не подписал. Я бы подал в отставку, но договор бы не подписал".
Отдельной темой стал сланцевый газ. Министр уверен, что с его помощью Украина даже станет экспортером газа.
"По нашим оценкам, не только нашим, а тех компаний, которые подписали договора или будут подписывать, через 7-10 лет мы превратимся в экспортера газа, сланцевого газа. Объем инвестиций 800 миллионов долларов на протяжении 5 лет. В течение ближайших трех месяцев мы подпишем контракт с 5 компаниями… Все имеющие опыт или по сланцевому газу или по угольному метану, что тоже для нас является очень актуальным. По консервативным оценкам западных компаний и агентств запасы сланцевого газа в Восточной и Западной Украине у нас составляют около 5 триллионов кубов", - сказал он.
Ведущий напомнил слова пресс-секретаря премьера о том, что если Россия прекратит транзит газа, то трубу придется разобрать. В ответ министр улыбнулся.
"Такой радикальный сценарий нам не грозит. Поскольку мы рассчитываем ее заполнить уже собственным газом", - сказал он, подразумевая тот же сланцевый газ.
Программу завершали сюжет о том, как США встретили 10-ю годовщину терактов в Нью-Йорке, а также обсуждением персоны Никиты Хрущева и его роли в истории Украины.