8 августа Александр Бавыкин, посол по особым поручениям МИД России, выступил в "Российской газете" со статей, где сформулировал перечень приоритетов будущих переговоров. Ими стали девять возможных соглашений, и все они относятся к правовым аспектам дислокации Черноморского Флота РФ на территории Украины. Публикация анонсирующего характера, подписанная действующим российским чиновником высокого ранга, фиксировала темы главного интереса РФ.
Уже перед началом переговоров, для телекамер, операторам которых разрешили снимать насколько минут, президент России в корне изменил позицию, «забыв» о статье А.Бавыкина. О ЧФ РФ ни слова. Дмитрий Медведев сказал о «газовом сотрудничестве», об «интеграционных процессах», о «вопросах границ», о «подготовке к заседанию украино-российской межгосударственной комиссии». И все.
Спустя 12 часов после переговоров РИА Новости со ссылкой на источник в Кремле выдает сообщение: «Медведев на переговорах призвал не политизировать российско-украинское газовое сотрудничество». Российские «Коммерсант» и «Ведомости» доигрывают эту информационную спецоперацию, выйдя после переговоров со своими версиями. «Коммерсант» увидел, что главам государств «не удалось договориться по цене на газ», «остался нерешенным вопрос по перспективам вступления Украины в Таможенный союз». При этом «Коммерсант» пишет, что «Янукович начал переговоры с намека на возможность подать на Россию в суд». А «Ведомости» написали: «Янукович не спешит выполнять договоренности, в том числе и по газу».
На самом деле все эти версии имеют частичное отношение к тому, что происходило в Сочи.
Обратимся к фактам. Факт первый - украинская сторона накануне переговоров не работала ни одной информационной спецоперации. Не было ни одной публикации анонсирующего характера.
Факт второй - непосредственно в Сочи, перед началом переговоров, в ответ на мой вопрос о предполагаемых темах и ожидаемом подписании соглашений, Виктор Янукович ничего не сказал о соглашениях – из чего стало ясно, что их подписание и не предполагалось. По темам Янукович ответил, что «динамика экономических отношений двух стран дает основания говорить, что на конец текущего года товарооборот между странами составит около 50 миллиардов долларов». Что будет «обсуждать подготовку к проведению заседания российско-украинской межгосударственной комиссии, запланированного на сентябрь-октябрь этого года». И «украинско-российский межрегиональный экономический форум в Донецке» - его проведение было запланировано в прошлом году, после аналогичного форума в российском Геленджике.
Факт третий – мне неизвестно, почему российский «Коммерсант» написал, что главы государств не договорились о цене на газ – соглашение по этому поводу не планировалось.
Факт четвертый: «натянуто звучит», что «остался нерешенным вопрос по перспективам вступления Украины в Таможенный союз». Он решен: неоднократно было сказано, что Украина готова к сотрудничеству, а не к членству в Таможенном союзе.
Факт пятый: Янукович не намекал на возможность подать на Россию в суд. В ответ на вопрос журналиста телеканала «1+1» Александра Шилко, будет ли Украина подавать в суд, используя юридические аргументы процесса против Юлии Тимошенко, Янукович ответил: «будем искать компромисс». Двое не прячущих рации российских наблюдателей, находившиеся несколько в стороне от украинской делегации, слышали это.
Факт шестой – нет такого, что «Янукович не спешит выполнять договоренности, в том числе и по газу» - Украина полностью выполняет свои обязательства по газовому контракту с Россией.
А вернее, не Украина, а все мы. Ибо мы все, благодаря контрактам Юлии Тимошенко, платим дорогие коммунальные платежи своей стране, а она - России. Но судебного разрешения этой темы Виктор Янукович, не хочет, и он действительно дал это понять. Поход в Стокгольмский арбитраж, конечно же, эффектный ход, особенно в глазах части украинской публики, националистически ориентированной, которой любое ухудшение украино-российских отношений является заменителем счастью. Эффектный-то эффектный, но эффективный ли?
Реалии украино-российских отношений таковы. 11 встреч на уровне «Медведев-Янукович» в прошлом году – и относительное затишье в этом году. Относительное, потому что не включает в себя телефонное общение и контакты через третьих лиц. Это пауза, которые перервали сочинские процедурные переговоры. Двенадцатичасовые переговоры двух первых лиц, а не четырехчасовые переговоры, как сообщили некоторые украинские и российские СМИ. Невозможно предположить, что прессе или даже ближайшим советникам сообщалось все, о чем говорили Янукович и Медведев. Я, кстати, не исключаю, что говорили и о Юлии Тимошенко. А почему, кстати, россиянам ее не защищать, кто им лучший контракт с Украиной по газу обеспечил?
Нет такого, что отношения Украины и России сегодня – «в минусе». Да, «Газпром» говорит не о слиянии с «Нафтогазом Украины», а предлагает его поглощение. Идею вывода акций «Нафтогаза» на биржу «Газпром» воспринимает, естественно, без энтузиазма. И еще в июле прошлого года российская Объединенная судостроительная корпорации Романа Троценко заявила, что хочет ен создать СП, а купить украинские предприятия – «Заря-Машпроект» и завод «Море», интересуется Черноморским и Херсонским судостроительными заводами, заводом «Паллада», «Судостроительным заводом имени 61 коммунара», николаевским «Экватором». Но, с другой стороны, в июне 2010 года было подписано украинско-российское соглашение о строительстве у нас завода по производству ядерного топлива. У Киева при этом остается контрольный пакет, а Россия предоставляет Украине долю в Международном центре по обогащению урана, иначе говоря, в Ангарском электролизном химкомбинате, недалеко от Иркутска.
Украинско-российские отношения, и это очень хорошо понимают в России, являются частью более общего. В частности того, что резервы убеждения Киева в эффективности Таможенного союза исчерпаны, ибо принято политическое решение о сближении с Европейским Союзом. И Янукович не просто говорит о таком сближении, он делает для этого, обеспечив очередное принятие парламентом в начале июля пачки законов – на сей раз о правах беженцев и документов для них. Знают в России и то, что, не смотря на внутреннюю политику, Украина не сбавляет оборотов и зоне свободной торговли с ЕС. В России знают и об объявленной в Украине приватизации земли – я удивляюсь, как они еще и эту тему не попытались сделать предметом переговоров. Наконец, там знают и то, что в Украину идет китайский и сингапурский капитал, на низком старте по земле стоят французы.
А пауза со стороны Киева имеет другое объяснение.
Дело в том, что в Сочи на самом деле происходили не одни переговоры по линии «Янукович-Медведев», а несколько переговоров. Со своими российскими коллегами разговаривали, пытаясь сохранить даже факт переговоров в тайне, министр иностранных дел Украины Константин Грищенко и главный советник президента по внешней политики Андрей Гончарук. Были и другие переговоры. 27 июля наш Кабинет Министров одобрил межправительственное соглашение между правительствами Украины и Российской Федерации о взаимодействии по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций. Готовы, как мне сказали, еще семь межправительственных соглашений. Они связаны, например, с процедурой согласования пересечения госграницы Украины подразделениями Черноморского флота РФ, системой обеспечения безопасности мореплавания в Азовском и Черном морях. Эти соглашения могут быть подписаны на будущем заседании украино-российской межведомственной комиссии, которое анонсировал в Сочи Виктор Янукович.
А могут быть и не подписаны. Это как уже сочтут нужным с учетом политической ситуации.
«Левый берег» уже писал, что «в РФ на носу президентские выборы, в обязательной программе которых традиционно есть пункт «показательное наказание плохих соседей». Я лично не совсем согласен окончанием формулировки: мы для России хорошие, доброжелательные соседи, друзья. Но друзья с хорошей памятью. Которые помнят, например, приступ украино-российской дружбы 21 октября 2003 года, со строительством дамбы от краснодарского берега к украинской косе Тузла, что, кстати, не так уж далеко от Сочи. Что, «по странному стечению обстоятельств», пришлось как нельзя кстати - накануне очередных выборов в России.
Имеет место осторожность и даже консервативность Виктора Януковича на нынешнем этапе переговорных отношений с Россией. В России началась предвыборная борьба. Поэтому нежелание Януковича делать украино-российские отношения заложником борьбы за власть Владимира Путина и Дмитрия Медведева, Дмитрия Медведева и Владимира Путина вполне понятно.