Если предложение будет принято, «Газпром» станет полновластным хозяином белорусской газотранспортной системы - уже сейчас он владеет 50 процентами акций и до последнего времени Александр Лукашенко не выражал никакого желания расставаться с причитающейся ему половиной. Однако белорусский кризис поставил «батьку» перед выбором - либо соглашаться с медленным демонтажем своего режима и пойти на экономические реформы - либо продавать России все, что она попросит, в надежде на спасительные деньги.
Утверждать, что после жесткого разгона демонстрации в Минске в декабре прошлого года у Лукашенко уже не было выбора, все же было бы преувеличением. Ему постоянно давали понять, что если он вернется к ситуации до президентских выборов, освободит политических заключенных и прекратит репрессии против оппозиции, возможно возобновление диалога с Западом. Один из ведущих оппозиционных кандидатов на пост главы государства, писатель и лидер гражданской кампании «Говори правду!» Владимир Некляев также предложил Лукашенко диалог - в обмен на демократизацию и освобождение арестованных. Но Лукашенко, еще недавно проявлявший недюжинные способности в деле политического маневрирования, на этот раз оказался чудовищно негибок. Оказалось, что за почти два десятилетия пребывания у власти этот человек понял одну-единственную вещь: деньги находятся в России. Надо только попытаться их заполучить. И проесть.
Другое дело, что раньше Лукашенко обменивал российские деньги, по сути, на белорусский воздух - на разговоры о любви к российскому народу, на всхлыпывания по поводу несчастной судьбы Советского Союза, на союзное государство, на общую систему ПВО, в конце концов. Но сейчас его российским доброжелателям этого мало. Они хотят контролировать белорусскую экономику - и понемногу начинают осуществлять план полного подчинения себе ее мощностей. Лукашенко, как будто, может чувствовать себя комфортнее, чем в отношениях с Европейским Союзом - Россия не требует от него политических реформ и, при всей критики белорусской модели, не спешит с ее демонтажем. Но это пока. После того, как российское государство вкупе с аффилированным с ним олигархами завладеет всем необходимым, от Лукашенко избавятся. Стареющий диктатор просто никому уже не будет нужен - ни России, ни собственному окружению, ни уж тем более народу, понимающему, что «батька» больше не ловит мышей и не соблюдает условия традиционного постсоветского контракта - вы там вверху воруете и нас кормите.
Удивительно, что Лукашенко настолько этого не понимает, что он оказался совершенно не готов к естественному краху давно уже деградировавшей постсоветской экономической модели, что из всего арсенала политических приемов в его распоряжении оказался только один - капитуляция перед Москвой. Образ Лукашенко - защитника белорусской государственности оказался столь же лжив и условен, как образ Лукашенко - великого интегратора и сторонника объединения с Россией. У этого человека на самом деле нет никаких политических взглядов, никаких представлений о будущем. Ему абсолютно наплевать на Беларусь - но и на союзное государство тоже наплевать. Он живет в президентской резиденции, как на каком-то обособленном хуторе - и ничего не интересует его, кроме власти над хуторянами и собственного благополучия. И пока этот безумный эгоизм будет определять белорусскую политику, никакого движения вперед не будет. И движения назад тоже. Не будет вообще никакого движения.
Но чем Лукашенко полезен - не белорусам нет, для них от него никакой пользы - а украинцам - так это примером. Вот вроде со всем он согласился, многие формы интеграции сам придумал - и не спас ни собственной экономики, ни собственной реальной власти и вынужден распродавать страну. А ведь Беларусь и в Таможенном Союзе, и в ЕвраЗЭСе, и в ОДКБ - всюду. И это мало что изменило в ее судьбе - несмотря на куда более низкие цены на энергоносители и куда более лояльное население. Так стоит ли повторять белорусские ошибки в украинских условиях?