Вы не слушайте, что режиссера Скотта Стюарта незаслуженно обвиняют во всех грехах клипмейкеров, он, вообще-то, специалистом по визуальным эффектам раньше работал. Поработав над визуальной составляющей таких фильмов, как «Город грехов» или «Железный человек», он решил взяться за собственные проекты. Предыдущий его фильм, «Легион», был незаслуженно плохо воспринят критикой, но собрал неплохую кассу, как для картины, которая снята в стиле b-movie 80-х. Очень жаль, а ведь Скотт Стюарт так любит кино. И это кино – не Жан-Люк Годар. И слава богу.
Во втором своем фильме Стюарт еще больше размывает границы зрительской аудитории – добавил пейзажей из вестерна, больше крупных планов Пола Беттани и отдельную персону для злодея (в прошлом фильме все как-то размыто было – Господь Бог, утомившийся от человечества, решил наслать на них свою кару, чему пытается воспрепятствовать архангел Михаил с гранатометом) и вуа, как говорится, ля: получился «Священник», один из самых развеселых аттракционов предотпускного сезона.
Итак, в наличии имеется армия священников в отставке после длительной войны человечества с вампирами. Война при этом была подана в красочном вступлении под пафосную сказку, но выполнена рисованной анимацией, что смотрится вдвойне увлекательней в 3D – Квентин, мотай на ус! Вскоре выясняется, что вампиры вовсе не уничтожены, и даже не живут в резервациях, куда их загнали священники, а собираются в армию под предводительством человека, похожего на Николая Караченцова в молодости (жанр вестерна придает актеру Карлу Урбану еще большего сходства с Билли Кингом из «Человека с бульвара Капуцинов») – бывшего священника, ставшего вампиром. Круто, да? Дальше лучше.
Злодей крадет молодую девушку, ее бросаются спасать местный шериф (Кэм Жиганде) и священник без имени (Пол Беттани, вдохновлявшийся Клинтом Иствудом). Последнему приходится быть отлученным от церкви, потому что отцы ему не верят, талдыча, что война давно закончилась, и нет никаких вампиров уже (попивая при этом кровь Христову – приговаривает Скотт Стюарт), мол, «пойдешь против Церкви, пойдешь против Бога». Ну он и пошел.
Вообще Стюарта следовало бы похвалить хотя бы за его смелую склонность ко всякого рода ереси – он отчаянно бликует в камеру палящим над постапокалиптической пустыней солнцем в 3D (что считается дурным тоном у высоколобых кинематографистов) и где-то между строк критикует институт церкви (что может оказаться рискованным занятием, хоть это и не является у него самоцелью, конечно же). В остальном, «Священник», конечно, сбивает с толку – простые диалоги, нехватка юмора и пафосные моменты вроде финального десанта злодейской шляпы под ноги герою могут помешать насладиться этой забавной каруселью.
А ведь «Священник» – прекрасный пример того, как хорошая тема подается в качественном мэйнстриме, другими словами, как делать универсальные фильмы. Конечно, «Чужих» сейчас уже никто нам не снимет, но попытаться можно, почему бы и нет? Стюарт попробовал, при этом честно признавшись в том, какие фильмы он любит – «Терминатор», «Безумный Макс», те же «Чужие», «Бегущий по лезвию» и вестерны. Не исключено, что этот список будет вечно кочевать по его собственным картинам, но пока что от этого они хуже не становятся.
Кроме того, что фильм снят довольно красиво, с уместным слоу-мо в стратегически важных сценах, с хорошим 3D (на него не зря потратили много времени и денег), самая прелесть его содержится, конечно же, в деталях. Например, в том, как у интеллигентного британского панка (сам признался в одном из интервью) Пола Беттани в нужных сценах дергается левый глаз. Интересно, что Беттани, кроме одержимых священнослужителей играет, в основном, ученых (и даже один раз – плод воображения ученого) и гангстеров, а когда ему удается все это совместить – получаются вот такие Священники.
Другие детали связаны, собственно, со служителями культа и церковью – сюрикены в форме крестов, вылетающие из Библии, кабинки-исповедальни со встроенным монитором и доступом к батюшке, который отпустит вам грехи по сети, и самое главное – атмосфера пыльного Сан-Франциско из «Бегущего по лезвию», которая присутствует только над городом, где, как вампиры, в сплошной темноте, живут предводители церкви, – во всех остальных местах палит солнце и царит полный Дикий Запад.
Кто-то скажет: зачем нам разглядывать детали, фильм должен поражать молниеносно и по всем параметрам – от визуальных эффектов до сценария. Тогда это будет не универсальное кино, а «Космическая Одиссея» Кубрика. Стюарт не задается целью снять «под Кубрика» (тех, кто задается, как правило, ожидает большое разочарование), он получает удовольствие от процесса съемок и цитирования любимых фильмов безо всяких оговорок, иногда просто покадрово воссоздавая излюбленные сцены. Вышеупомянутые детали нужны для того, что показать, что он – не идиот. Актер Беттани, с патологическим и одновременно интеллигентным лицом, в ролях ангелов или священников, спасающих неразумных людей от апокалипсиса, призван доказать, в принципе, то же самое – что умные люди тоже любят мэйнстрим. Потому что это, как минимум, весело.
Как максимум, из обоих фильмов Стюарта можно вытянуть его собственные размышления по поводу религиозных вопросов – в «Легионе» был уставший Бог, косвенно изображенный впавшим в маразм старцем, который хочет лишить своих отпрысков наследства, в «Священнике» – церковное государство, функционирующее в лучших традициях антиутопий – взять хотя бы тот факт, что заслуженные ветераны войны с вампирами стали изгоями в обществе, которое спасли, и лицо старшего отца по всему городу, призывающее молиться, поститься и слушать его проповеди.
Скотт Стюарт – молодец хотя бы потому, что попытался вместить в 3D-вестерн антиутопические мотивы, критику церкви, сюжет из «Чужих» и войну с вампирами, обратившись не только к комиксу Мин-Ву Хена, но синтезировав все, что ему нравится в кино, при помощи собственной фантазии. Получился добротный универсальный мэйнстрим, в котором, при желании, можно найти подводные камни. В общем, кому «Священник» не понравится, тот сам виноват.
В прокате с 12 мая.