ГлавнаяОбществоЖиття

Записки режиссера. Письма о достоинстве и Ходорковском

За свою долгую жизнь я решился подписать только одно коллективное письмо, в прошлом году.

Записки режиссера. Письма о достоинстве и Ходорковском
Фото: EPA/UPG

Это было обращение к Президенту РФ Медведеву с просьбой о помиловании бывшего менеджера компании «ЮКОС» Светланы Бахминой. О её истории вы можете почитать сами, скажу только, что моё решение было продиктовано не столько естественными гуманитарными соображениями, сколько сильным эмоциональным впечатлением, которое произвело на меня пять лет назад прочтение письма группы неравнодушных российских граждан к Президенту Путину по аналогичному вопросу.

А было это так. Сразу после решения по первому «делу Ходорковского», 28 июня 2005 года в газете «Известия» на правах рекламы было опубликовано так называемое «Письмо 50−ти» — «Обращение деятелей культуры, науки, представителей общественности в связи с приговором, вынесенным бывшим руководителям НК «ЮКОС».

Разные деятели и представители общественности выступили с гневным осуждением попыток придать политический характер приговору о банальной неуплате налогов. Они, в частности, писали:

«Государством должен управлять закон, единый для всех. И по закону все члены общества, обычные граждане или же представители крупного бизнеса, должны платить налоги. Иначе волей-неволей начинаешь задумываться, а так ли те, кто постоянно говорит о несправедливости, заботятся о соблюдении прав обвиняемых? Или они преследуют иные интересы, раз позволяют себе игнорировать тот факт, что неуплата налогов в России, как и в любой нормальной стране, считается одним из самым серьезных правонарушений?».

Фото: EPA/UPG

Вах, вах, вах!.. Какие люди! Ведь это именно они всегда исправно и добросовестно платили в госказну все причитающиеся с их немаленьких доходов налоги, кто бы сомневался!.. А завершалось письмо словами:

«Большие деньги» крупного бизнеса не должны влиять на политику и быть выше Закона. Надо уважать общество, а не считать, что финансовая мощь может давать над ним абсолютную власть. Грязными руками добрые дела не делаются. И это тоже закон. Нравственный закон справедливости, который существует в обществе испокон веков независимо от политики и денег».

Смахнём слезу!.. Какие молодцы! Решительные и бесстрашные! Как и те, кто в своё время единодушно и горячо поддерживал действия партии и правительства в приснопамятных кампаниях против Пастернака, Бродского и Солженицина (хотя на этом сходство их с делом Ходорковского и заканчивается). Кто был автором письма и кто оплатил рекламу, так и осталось неизвестным.

Среди подписавших обращение кардиохирург Лео Бокерия и режиссер Станислав Говорухин, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин и актриса Светлана Светличная, певцы Александр Розенбаум, Надежда Кадышева и Мурат Насыров, балерина Анастасия Волочкова, гимнастка Алина Кабаева, фигуристка Ирина Роднина, живописец Никас Сафронов, космонавт Гречко, модельер Валентин Юдашкин и много, много других совестливых и примерных российских плательщиков налогов.

Но больше всего меня удручило наличие среди них фигуры господина Антонова-Овсеенко - председателя Регионального общественного объединения жертв политрепрессий, директора Музея ГУЛАГа! Вот его участия в этой демонстративной политической расправе я понять не могу...

Поясню свою позицию: я считал бы абсолютно правильным, если бы Ходорковский, как и другие крупные бизнесмены, были бы судимы за преступления, которые они совершили – я не сомневаюсь, что в их деятельности можно найти огромное количество нарушений – просто потому, что деятельность такого масштаба, в ту сложную и противоречивую, хотя бы с точки зрения закона противоречивую, эпоху, в которой им пришлось действовать, несомненно, приводила к тому, что выполняя один закон они тем самым нарушали другой. За это надо наказывать, без вопросов. Но ведь таким тогда был не один же Ходорковский?

А где сидят за свои прошлые и новые проделки миллиардеры Прохоровы, Потанины и Абрамовичи? Где находятся сейчас Дерипаски, Вексельберги и Усмановы?.. В Лондоне, в Нью-Йорке, или в Куршавеле? Почему же один Ходорковский должен сейчас быть в г. Краснокаменске Читинской области, а?..

Вот в чём для меня главный вопрос, на который власти не дают ответа, а не в, пусть и важных, но малоизвестных и малопонятных для меня, финансовых деталях судебного процесса. Дело Ходорковского не в налогах и нефти, а в трусости, жадности и мстительности российской власти. «Грязными руками добрые дела не делаются», - справедливо сказано в письме. Но сказано явно не по адресу.

И вот прошло пять лет. Потихоньку начали появляться первые «отказники» от того письма!

Анастасия Волочкова: «Однажды люди из «Единой России» — это г…о, в которое я имела неосторожность вступить, они заставили меня подписать такой документ нелепый, который как мне объяснили, был в защиту Ходорковского. И — «подпишите, пожалуйста, письмо». Я и подписала».

Александр Буйнов: «У меня есть ощущение, что я тогда вляпался. Во всяком случае, бывают безумные поступки, за которые потом стыдно»

Стали открещиваться от своей подписи Роднина, Юдашкин и Кадышева.

В ответ на это трое других подписантов опубликовали своё обращение к общественности. Александр Калягин, Лео Бокерия и член Общественной палаты РФ Сергей Абакумов публично заявили, что не отказываются и ни за что не откажутся от своих подписей. Что ж, и они имеют право.

Осенью прошлого года свое письмо о Ходорковском написали, наконец, и властители молодёжных дум - рок-музыканты. Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Евгений Федоров и Александр Скляр никого в нём не клеймили, но и не поддерживали, а лишь скромно попросили суд вынести справедливый приговор бывшему владельцу «ЮКОСа».

За что первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков их похвалил: «Художникам надо дать возможность оставаться художниками. Не нужно, чтобы они горой стояли за власть. Никто их об этом не просит. Но и, наверное, не надо от них требовать того, чтобы они обязательно были против нее».

Но президент фонда защиты гласности Алексей Симонов и 45 представителей другой части общественности проигнорировали призыв высокого кремлёвского чиновника и направили обращение в российский офис «Amnesty International» с просьбой признать Михаила Ходорковского узником совести.

«У нас нет сомнений в том, что первый процесс над Михаилом Ходорковским был инициирован властью нашей страны, в первую очередь, из-за его независимой политической позиции, убеждения в необходимости всячески препятствовать сворачиванию демократических институтов в Российской Федерации. Следствием этого явилась весьма значительная финансовая поддержка, которую он — в полном соответствии с законом, но вопреки желанию властей — оказывал оппозиционным политическим партиям», – говорится в обращении.

«Мы не знаем, какие еще новые испытания заготовлены для Ходорковского и Лебедева, поэтому обращаемся с просьбой без лишнего промедления признать их узниками совести. Мы считаем это эффективной мерой по привлечению к судьбе этих мужественных людей дополнительного общественного внимания», – говорится в письме.

Под письмом поставили свои подписи писатели Борис Акунин, Борис Стругацкий, Людмила Улицкая, поэты Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев. Среди актеров и режиссеров обращение подписали - Кама Гинкас, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Эльдар Рязанов, Генриетта Яновская, Сергей Юрский. Журналисты Владимир Познер, Леонид Парфенов, Виктор Шендерович, Юрий Рост.

Но решение судьи Хамовнического суда Виктора Данилкина, в декабре 2010-го приговорившего Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 14 годам лишения свободы, породило недавно новое письмо. В печати появилось «Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации», в котором осуждались выступления в защиту Ходорковского и Лебедева, и говорилось, что «в последнее время на фоне второго процесса по делу ЮКОСа общество оказалось втянуто в кампанию по дискредитации судебной системы».

«Широкая дискуссия об обеспечении независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых общественных активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие», – говорится в обращении.

«Простое перечисление так называемых резонансных дел, по которым ведется «непримиримая борьба» за независимость судебной системы, тоже показательно. В них упоминаются одни и те же фигуранты, связанные с политическими и финансовыми вопросами. Однако судьбы обычных граждан, которые незаконно осуждены или долгое время добиваются в суде справедливости, не интересуют и потому не упоминаются вышеуказанной «широкой общественностью» в их борьбе за независимость судебной системы», – написано в письме.

Под обращением стоят подписи 55 человек, среди которых слепая певица Диана Гурцкая, дрессировщики Аскольд и Эдгар Запашные, как всегда непропорционально активная Тина Канделаки, музыкант Николай Расторгуев и хоккеист Владислав Третьяк.

Смотрю весь список. Знакомых или просто знаковых фигур в нём уже совсем мало, не то, что в 2005-м – в основном председатели каких-то Фондов и замысловатых общественных организаций. И это хорошо. Но возникли всё же кое-какие вопросы по персоналиям.

Я понимаю, что Ирина Виннер – тренер Алины Кабаевой и сборной России по художественной гимнастике, отказаться не имела возможности (сами понимаете!..). Но когда её спрашивают, почему она подписала это письмо, Ирина Александровна простодушно заявляет: «Ну, Ходорковский - богатый человек». Представляете, жена миллиардера Алишера Усманова объясняет, что подписала письмо только потому, что если Ходорковский богатый человек, значит, он не может быть невиноватым! Ну, разве не смешно!..

Или вот, под номером 49, – отпрыск славного дворянского рода, праправнук Льва Толстого - Владимир Толстой - директор Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна». Ведь трудолюбивый и уважаемый человек. И подписаться под таким письмом!.. Удивительно!.. Хотя, фамилия директора Толстой в сочетании с именем отчеством Владимир Ильич, похоже, многое что объясняет…

В общем, об эффективности всей этой переписки говорить пока рано, но в любом случае уже хорошо, что у граждан есть ещё хотя бы такая возможность продемонстрировать свою гражданскую позицию, а не так, как раньше - при советской, единодушной и однопартийной…

Ладно. А что же в это время сам Михаил Борисович? На реплику одного из журналистов о том, что многие считают его жестким человеком, у которого есть одна цель — выйти на волю непроигравшим, но для которого другие люди — лишь инструмент, Ходорковский ответил, что это – частично правда.

«Трудно судить о себе. Думаю, что изложенная вами точка зрения не единственно возможная. Впрочем, жена говорит, что за тюремные годы я сильно изменился. Её мнение — в лучшую сторону. Но это, мягко скажем, субъективный взгляд. Хотя и наиболее важный для меня лично», — сказал Ходорковский.

«А вот про цель «выйти непроигравшим», если вообще выйти, это правда. Но не проигравшим в чем? ЮКОСа нет, годы жизни отняты. Всё это не вернешь. Что осталось? Чувство собственного достоинства — несомненно», — добавил он.

Вот я и думаю, что не взирая на все финансовые и политические риски, которые случались в жизни у Михаила Борисовича, именно за это обострённое чувство собственного достоинства его стоит уважать, и чему многим из нашей элиты, да и нам с вами, не мешало бы у него поучиться. И хотя я отдаю себе отчёт, что как исторический персонаж Ходорковский ничуть не хуже\лучше нынешних олигархов, но в то же время считаю, что в отличие от большинства из них он всё же нашел в себе силы противостоять Системе и не прогнулся. Мне так кажется. Хотя, может я и ошибаюсь.

А может и нет.

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram