ГлавнаяЭкономикаБізнес

Цены на автомобили будут иллюзорно расти, - эксперт

Харьковский филиал Института Горшенина провел в рамках спецпроекта "Прогнозы экономического развития Харьковского региона на 2011 год" новый опрос, посвященный авторынку.

Автодилеры и эксперты рассказали о ситуации на рынке, влиянии на него катастрофы в Японии и о том, чего стоит ожидать производителям и покупателям в 2011 году.

По словам начальника отдела маркетинга и рекламы ООО "Техно-Арт" Игоря Бочарова, по динамике развития автомобильного рынка Украина в последние два года стоит на месте.

"В 2009 году было продано 162,3 тысяч авто, а в 2010 году – 162,6 тысяч авто. После пика продаж в 2008 года (623,2 тыс.шт.) начало кризиса принесло падение рынка новых авто на 70%. Отсутствие роста доходов населения и полная неопределенность перед мелким и средним бизнесом в 2009-2010 годах привели к тому, что рынок "достиг дна", и не имеет резервов и перспектив для роста", - рассказал он.

Из позитивных изменений он отметил только снижение ставок по кредитам в конце 2010 года, и вывод многими мировыми автопроизводителями на украинский рынок собственных программ финансирования. Однако их развитие сдерживается жесткими требованиями к уровню доходов заемщиков.

По мнению Бочарова, больше на рынке негативных тенденций, таких как значительное снижение курса гривны привело к падению доходов населения, и резкому сокращению розничного товарооборота. В свою очередь падение спроса провоцирует остановку предприятий как в сфере торговли, так и в производственной сфере. Это, в свою очередь, приводит к невозможности роста доходов населения и дальнейшему падению экономики.

Кроме того, негативное влияние оказала нестабильность цен на рынке.

"Кризис привел к 70% сокращению спроса на автомобили, что заставило автодилеров снижать цены и распродавать склады зачастую в убыток. Этот период 2009-2010 годов, когда дилеры наперебой предлагали покупателям огромные скидки, создал устойчивую практику для клиентов автосалонов – без скидок авто не покупать. Учитывая, что дилерская маржа одинакова почти для всех брендов – около 5%, можно прогнозировать, что у дилеров практически нет резервов для уступок покупателям. Неуступчивость продавцов будет создавать иллюзию роста цен на автомобили", - отметил он.

"Судя по развитию ситуации в январе-феврале 2011 года, можно прогнозировать, что в этом году роста рынка опять не будет. Не видно резервов роста экономики: при росте цен на энергоносители (нефть, газ, бензин) и продукты питания нет адекватного роста зарплат и притока инвестиций в экономику. Это означает, что сейчас существуют предпосылки для дальнейшего падения доходов населения до конца года. Эта тенденция скажется и на автомобильном рынке", - сказал Бочаров.

По мнению представителя компании, ситуацию заметно осложняет смена правил игры для бизнеса (новый налоговый кодекс, пенсионная реформа). Единственным позитивным моментом для экономики Украины является Евро-2012. В процессе подготовки к этому мероприятию правительство вынуждено будет направлять значительные средства на строительство и модернизацию инфраструктуры (дорог, аэропортов, гостиниц, транспорта), что должно привести к росту зарплат и занятости. Особенно это почувствуется в городах, принимающих чемпионат. Однако этот фактор, скорее всего, даже не сможет компенсировать описанные выше негативные тенденции, не говоря уже о росте всей экономики.

Бочаров также сообщил, что "Техно-Арт", который является официальным дилером Mitsubishi, планирует расширение бизнеса и открытие новых представительств в 2011 году. "Да, планируем. Однако это не результат подъема рынка, а вынужденная мера по вводу в эксплуатацию объектов, строительство которых начиналось еще до кризиса", - отметил он.

В то же время, исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко сообщил, что в этом году на мировой автомобильный рынок, и украинский в частности может повлиять ситуация в Японии.

Он отметил, что сейчас на авторынок Украины накладывается целый ряд системных проблем, кроме того влияет и ситуация в Японии, где было приостановлено производство таких заводов, как Toyota, Honda и Nissan.

"Несмотря на то, что пострадавшая от мощного землетрясения и цунами страна уже давно не производит большую часть автомобилей у себя, а распределила его по всему миру, в Японии все же производятся некоторые важные запчасти. Серьезный стресс – землетрясение, и цунами, и проблемы на АЭС "Фукусима-1" – может в дальнейшем влиять на поведение японских производителей", - сказал Устенко.

Он подчеркнул, что если Япония потеряет в краткосрочной перспективе какие-то позиции на мировом авторынке, то их будут пытаться занять другие страны, например, Корея и американская компания General Motors. "Сейчас США уже вводят ограничение на ввоз сельскохозяйственной продукции из Японии. Это, в частности, показывает, что импорт из Японии, по крайней мере, в краткосрочной перспективе может сжиматься, - рассказал он.

Устенко также подчеркнул, что сейчас в Украине в целом видны негативные подвижки, связанные с внешним торговым балансом – усиленными темпами продолжает расти импорт, экспорт тоже растет, но меньше.

"Такая ситуация может оставаться без изменений довольно длительный период времени, так как это связано с курсом гривны к доллару, ситуацией на внешних рынках. В январе, экспорт вырос на 53%, а импорт - на 56%. То есть диспропорции нарастают", - сказал Устенко.

По данным AUTO-Consulting, дистрибьюторы японских авто в Украине пока не испытывают нехватку автомобилей. Поставки ведутся в рамках действующих контрактов, но здесь необходимо уточнить, что логистика из Японии в Украину имеет ряд промежуточных складов, на которых формируется определенный запас автомобилей, которые дистрибьюторы забирают по мере необходимости. Кроме того, в феврале очень слабая активность была в странах Ближнего Востока и Северной Африки из-за волнений, революций и переворотов (Тунис, Алжир, Марокко, Египет, Йемен, Бахрейн, Ливия, Сирия и т.д.). В итоге, промежуточные склады японских автомобилей были "упакованы" больше нормы, что позволяет сейчас нивелировать первичные сложности с поставками. Но перебои неизбежно будут, когда национальные дистрибьюторы выберут все популярные машины на складах, отмечают в компании.

Первые перерывы в поставках следует ожидать в конце апреля - мае, отмечают в компании. Если автопроизводство в Японии удастся быстро запустить на полную мощность, то перерывы в поставках для рынка пройдут почти безболезненно. Но, если ущерб для производителей комплектующих и металла окажется существенным, либо не будет хватать электроэнергии для возобновления производства в былых объемах, тогда ситуация на рынках начнет меняться не в пользу японских брэндов. По итогам 2010 года, японские автопроизводители занимали в Украине около 19,42%, против 20,8% год назад. Еще до землетрясения японские автомобили незначительно сдали позиции европейским и корейским конкурентам, которые в 2010 году нарастили свое присутствие в Украине до 23,45% и 21,7% соответственно. Именно эти конкуренты и будут претендовать на долю японских автомобилей в сложный период.

Но с учетом необходимости закупки на стороне автомобильного проката, электронных систем и ряда других комплектующих, японские автоконцерны столкнутся с ростом себестоимости, которую в конечном итоге будут вынуждены переложить на покупателей. Фактически, кризис в автопроме Японии спровоцирует новый виток автомобильной инфляции, - считают в AUTO-Consulting. Рост цен на автокомпоненты скажется и на ценообразовании остальных производителей, но для "японцев" этот момент наступит значительно раньше.

В сложившихся условиях, автомобилистам имеет смысл поторопиться с выбором японских автомобилей, которые пока еще есть на складах дилеров в Украине по прежним ценам. В любом случае, это будет правильная инвестиция, хотя бы потому, что таким образом можно сделать свой посильный вклад в скорейшее восстановление японской автоиндустрии, и защитить свои средства от автомобильной инфляции. По оценкам экспертов, первые автомобили, произведенные уже после землетрясения, до Украины доедут лишь к лету. Цены на них пока не известны.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram