ГлавнаяПолитика

Самодержавие и хлеб: ну вот история и повторилась

Крайне символичен тот факт, что проблемы с хлебом и вообще продовольственным снабжением так остро проявились в Украине в феврале-марте: в 1917-м в это же время года и на фоне таких же проблем было свергнуто самодержавие, а сейчас – как будто ста лет и не бывало!

Самодержавие и хлеб: ну вот история и повторилась

Речь снова идёт о самодержавии, правда, в ином формате; и снова в городах не хватает хлеба.

Чтение статей о событиях и процессах начала 20-го века в Российской империи уже просто портит настроение: стоит лишь заменить фамилии и вместо старых фактов поставить в тексте современные – и получаешь статьи на тему действий правительства Януковича-Азарова, а также описание социально-экономической ситуации в начале 21 века. Вот, например, из статьи С.А. Нефёдова «Февраль 1917 года: власть, общество, хлеб и революция»:

«30 октября 1917 года директор Департамента полиции А.Т. Васильев представил доклад, суммирующий донесения из губерний. В докладе говорилось, что во всех без исключения донесениях главной причиной «озлобления масс» называется «чудовищно растущая дороговизна».

Разве сейчас чем-то иным вызвано озлобление масс?

И ещё: «29 ноября 1916 года министр земледелия А.А. Риттих подписал постановление о введении продразвёрстки. Для каждой губернии устанавливался объём государственных закупок по твёрдым ценам, далее он распределялся по уездам и в течение 35 дней был доведён до производителей – помещиков и крестьян. В течение 6 месяцев развёрстанное количество хлеба было необходимо сдавать государственным уполномоченным. Всего предполагалось закупить 772 миллиона пудов хлеба для снабжения армии, оборонной промышленности и крупных городов. Риттих предполагал, что он «за три недели поставит на ноги продовольственное дело в империи», однако к началу февраля министр был вынужден признать невыполнимость своего плана».

Разве сейчас правительство не пытается принять меры, так сказать, продразвёрстки, принуждая производителей продавать зерно по тем ценам и тем покупателям, которые, как представляется правительству, выгодны государству и способны выправить положение?

Ещё: «Урожай 1916 года был значительно хуже, чем в 1915 году, и, наблюдая рост цен в предыдущий период, производители – как помещики, так и крестьяне – не продавали хлеб. Инфляционные ожидания в обществе были таковы, что ходили слухи о будущем десятикратном увеличении цен. В результате зерно не попадало на склады, оставшись в деревне, и запасы постепенно уменьшились почти до нуля. То есть население городов было обречено на голод».

Разве это не похоже на нынешнюю ситуацию с пропавшей в городах гречкой?

Украина не находится в состоянии войны, как Империя тогда, и не содержит фронт; к тому же, международные связи в современную эпоху развиты значительно лучше, и до тех пор пока границы открыты совсем без еды в нашей стране никто не останется. Однако настораживает, что к столетию Февральского переворота Украина подходит с ровно теми же проблемами снабжения.

И с такими же людьми во главе государства – они с апломбом, заслуживающим лучшего применения, пытаются «поставить на ноги продовольственное дело» посредством принуждения производителей к сбыту, представляющемуся правительству справедливым. Посредством угнетения торговли. Создаётся впечатление, будто ещё немного – и будут введены хлебные карточки или талоны на гречку. Ну, чтоб уж точно спекулянту негде было развернуться.

Тут интересно вовсе не то, а зачем были нужны все эти жертвы и страдания 20-го века, вся эта работа нескольких поколений, если в итоге общество опять пришло к тому, что Романовы есть (ведь ныне правящая верхушка ведёт себя так, как дом Романовых по отношению к народам России), а хлеба нет? Хотя и такой вопрос следует задать.

Интересно то, а что же должно произойти, чтобы люди, способные стать правительством, заодно оказались способны понять, что государственное регулирование торговли неизбежно уничтожает снабжение?

Что следует предпринять, чтобы люди, способные менять устройство государства, заодно оказались способны понять, что в современных условиях (причём современных ещё по состоянию на 1917-й год) государь не может управлять вообще всем, не может быть самодержцем? Ибо «всё» слишком усложнилось.

Теперь для управления требуется быть инкорпорированным в бесчисленные интеллектуальные детали, и одному человеку это не по силам даже при поддержке Собственной Его Величества Канцелярии, как бы она ни называлась, и правительства, полностью послушного воле государя.

Парадоксально, но сейчас в положении нашей страны «воспроизвёлся» даже действовавший к 1917-му году фактор мировой войны.

Тогда это было так: война породила инфляцию, инфляция породила продовольственный кризис, продовольственный кризис породил голодный бунт. А сейчас это есть так: Кризис 2008-2009 годов породил инфляцию, инфляция породила продовольственный кризис, ну и продовольственный кризис вполне мог бы породить голодные бунты, если бы мы не были от этого убережены развитой системой международной торговли и открытостью (пусть и неполной) границ.

Кто бы мог подумать, что история, обычно повторяющаяся, в первый раз случится трагедией для России, а во второй раз случится фарсом для Украины.

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram