Несмотря на то, что в студии было два депутата, это не делало ее политизированной, как тему Налогового кодекса или пенсионной реформы. Ведь линия раскола на тех, кто за смертную казнь и кто против, проходит через депутатский корпус, невзирая на фракции.
Первыми выступали депутаты от КПУ Валерий Бевз (глава комитета по борьбе с оргпреступностью, один из соавторов законопроекта о восстановлении смертной казни) и "регионал" Вадим Колесниченко (глава подкомитета по борьбе с нарушениями в судейском корпусе). Так как тема была откровенно социальной, им сложно было импровизировать по ходу, как это у них получается в вопросах политических. Потому по итогу - они выглядели значительно слабее следующих двух выступавших - преподавателя Софии Лиховой и правозащитника Дмитрия Гройсмана.
"А реально ли обеспечить справедливость вынесения смертного приговора при нынешнем состоянии правосудия?", - задал вопрос коммунисту ведущий.
Тот стал говорить о содержании законопроекта, а также подчеркнул, что смертные приговоры будут выносится при участии народных заседателей. То есть, получилось, что и отвечать то не на что - института заседателей пока нет.
"Смертная казнь - это не наказание. Это предостережение для других", - резюмировал депутат.
Говоря же о судейском корпусе, он признал, что много недостатков в его функционировании. Но, мол, именно для их устранения и начата судебная реформа. А потому в будущем качество принимаемых решений повысится.
Выступление Вадима Колесниченко было более обтекаемое. Занимать какую-либо конкретную позицию, видимо, он не собирался, а потому старался держаться в ключе генеральной линии партии - стремлении навести порядок сильной рукой в любой сфере.
Поэтому депутат начал с воспоминаний о том, как он работал в ОБХСС, о том, что за растрату на сумму более 100 тыс советских рублей предусматривался расстрел.Далее депутат отметил, что причиной роста преступности в стране является ухудшающаяся экономическая ситуация. А затем - дискредитация правоохранительных органов. Виноваты в этом, по его мнению, в том числе и СМИ.
"То есть, СМИ во всем виноваты?", - поинтересовался ведущий.
"Нужно же знать меру. А то сейчас сколько крови и трупов по телевизору", - ответил депутат.
"А коррупция должна знать меру?", - ведущий пытался вернуть разговор к теме состоятельности системы правосудия.
"Это часть проблемы!", - ответил депутат.
Далее Колесниченко стал говорить об общем высоком уровне агрессии в обществе. После чего скатился к своей любимой теме - нетерпимости между русскими и украинцами.
На таком фоне очень выгодно выглядела София Лиховая, доктор наук, старший научный сотрудник Института изучения проблем преступности Национальной академии правовых наук. Ее выступление свелось к следующим тезисам:
- смертная казнь ни на что не влияет;
- отмена смертной казни в 1999 году была принята под давлением Совета Европы, хотя страна была не готова к такому;
- замена смертной казни на пожизненное заключение проходило без надлежащего анализа и обсуждения;
- все это в сумме с ужасными условиями содержания в тюрьмах привело к тому, что положение заключенных ухудшилось, что запрещено законодательством.
Таким образом, она неожиданно подвела присутствующих к тезису о том, что пожизненное содержание в украинских тюрьмах страшнее смерти.
"Возможность выбора - пожизненное заключение или смертная казнь - это будет гуманно", - ошарашила присутствующих София Лиховая.
Тут на нее набросились присутствующие в студии.
Евгений Головаха, заместитель директора Института социологии Национальной академии наук Украины, старался выразить свое недоумение.
"Я как психолог скажу, что даже не представляю себе, как человек будет делать такой выбор - между жизнью и смертью... Это по-вашему гуманно?", - удивлялся он.
"А вы в тюрьмы поедьте, посмотрите в каких условиях они содержатся", - ответила ученый.
"Никто нас не обязывал... Мы сами попросились в Совет Европы", - присоединился к Головахе Гройсман.
Именно он единственный из четырех выступающих защищал отмену смертной казни. Свою позицию он аргументировал антигуманностью власти.
"Политики и даже ученый говорят о том, что людей надо убивать. Я бы судьям не доверил даже курицу с соседями разделить, потому что справедливости там не дождешься", - эмоциональное выступление Гройсмана, судя по реакции зала, пользовалось поддержкой зала.
Закончилась передача традиционным финальным опросом экспертов.