Президент Янукович в минувшем году работал хорошо. Даже очень хорошо.
К сожалению, украинские журналисты – и закостенелы, и слишком склонны соблюдать приличия. А потому не способны заметить превосходные результаты первого года президентства.
Подчёркиваю: превосходные. Чтобы понять, почему они превосходные, важно посмотреть на работу главы государства с несколько неожиданной точки зрения.
Ну, вот как обычно смотрят на президента украинские журналисты, если им хочется подвести некие итоги его работы?
Начинают выяснять, какие обещания дал избирателям кандидат в президенты, и сравнивать с тем, какие обещания выполнил уже президент. Как будто смысл предвыборных обещаний состоит в том, чтобы их выполнить или не выполнить, а не в том, что на молчании кампанию не построишь, и поэтому надо что-нибудь говорить избирателям.
Также анализируют изменение расстановки сил в окружении президента, и это получается плохо или хорошо в зависимости от того, насколько журналист вовлечён в знание об аппаратных интригах.
Часто вспоминают ещё и об иностранной реакции на деятельность или бездеятельность президента по тому или иному направлению.
Но это всё – неправильно.
Это было бы правильно, если бы Украина была государством вроде Франции. То есть системой, в которой всё более-менее ясно, согласованно и не рискует развалиться в случае, например, падения мировых цен на металл или роста цен на природный газ.
Нельзя быть слишком мечтательным и подводить итоги работы президента, основываясь на допущении о том, что в Украине – демократия, и потому, мол, важно отметить, разделены ли ветви власти; к чему приведут перемены в полномочиях и конфигурации министерств, ведомств; что намерено осуществить правительство, и как это рискует отразиться на его рейтинге.
Следует задать вопрос: что является основным процессом в Украине? Реформы? Война Дмитрия Табачника и вышиванки? Уголовный процесс против оппозиционеров?
Основной процесс в Украине с конца 1980-х годов – это «очастнивание» государственной (общественной) собственности. И когда нужно выяснить, насколько эффективен тот или иной глава государства, тот или иной политик вообще, – следует удерживать мысль только в рамках «очастнивания».
И вот с точки зрения «очастнивания», президент Янукович в минувшем году был хорош. Даже очень хорош. Собрать опубликованные в СМИ материалы по этой теме – и итоги работы президента очевидны; можно просто сделать дайджест, ничего нового не писать, избавив, таким образом, читателей от натянутых и бесполезных выводов.
Вот смотрите.
Дмитрий Фирташ в минувшем году развил такую активность, что времена стокгольмского арбитража вскоре можно будет оценивать лишь как эпоху малых дел.
Он уверенно превращается в хозяина украинской химической промышленности. С 2003 года контролирует ОАО «Ривнеазот», крупного западноукраинского производителя аммиачной селитры. В минувшем году взял под контроль горловское ОАО «Концерн «Стирол», которое входит в число крупнейших производителей аммиака, карбамида и аммиачной селитры. Этой зимой получил ещё и северодонецкий «Азот», став, таким образом, главным украинским производителем аммиака, аммиачной селитры и вторым по значимости производителем карбамида (после Одесского припортового завода). Подтвердил, что его интересует также черкасское ОАО «Азот». Ну, и грядущую приватизацию Одесского припортового завода, а значит, и контроль над аммиакопроводом Тольятти-Горловка-Одесса теперь логично связывать именно с ним.
Кроме того, в интервью журналу «Фокус» №50 (212) Фирташ заявил: «Я хочу стать игроком на рынке титана и вывести в игроки Украину». Как отмечают в журнале, в Украине уже не один год ведутся разговоры о том, что необходимо организовать единый государственно-частный титановый холдинг. Воплощать эти планы в жизнь будет именно Фирташ.
Вопрос: получилось бы всё это у Фирташа, если бы на выборах победил другой кандидат в президенты?
Ринат Ахметов в минувшем году взял под контроль рынок электроэнергетики. В 2000-х годах это не удалось осуществить «союзу» Константина Григоришина и Григория Суркиса.
Как отмечают в газете «Деловая столица» №6 (508), Ахметов сможет не только единолично переписывать правила работы рынка, но и контролировать его финансовые потоки, которые превышают 50 миллиардов гривен в год.
Также Ахметов благодаря присоединению Украины к Европейскому энергетическому сообществу «снимет сливки» и с экспорта электроэнергии – его интерес, как отмечают в «Инвестгазете» №5 (770), составит около 100 миллионов евро в год.
Вопрос: получилось бы у него это без президента Януковича?
Игорь Коломойский в минувшем году почувствовал себя настолько уверенно, что теперь позволяет себе даже публично унижать действующего вице-премьера.
Кстати, можно ли себе представить нечто подобное в России? Например, миллиардера Вагита Алекперова, который советует вице-премьеру Игорю Сечину ездить на автобусе, если тот чем-то недоволен в ценовой политике Алекперова? Так что, нет оснований рассуждать о вертикали власти в Украине.
Зато есть основания присмотреться к происходящему на рынке нефтепродуктов.
В журнале «Корреспондент» №4 (441) сообщают: «Повышение цен на импортный бензин откроет эру процветания миллиардера Коломойского и российских нефтяных компаний, а также упадка всех остальных».
Проблема заключается в том, что правительство Украины намеревается – ну, конечно, с целью поддержки отечественного производителя – увеличить импортные пошлины на бензин. Ведь премьер-министр Николай Азаров считает, что причиной роста цен на бензин в Украине являются АЗС, торгующие импортным топливом, которое «заполонило» отечественный рынок. В связи с чем поддерживать правительство намерено шесть нефтеперерабатывающих заводов, два из которых принадлежат российскому бизнесу, один – западноукраинской компании бизнесмена Игоря Еремеева, и три – Коломойскому. В «Корреспонденте» не выбирали выражений: «Потрясение ожидает весь топливный сектор страны, поскольку импорт занимает 50% рынка».
Вопрос: как бы сложились отношения Коломойского с другим президентом?
И это – если не считать ещё и «работы» на рынке нефтепродуктов фирмы «Ливела». Уникальной фирмы: государство никак не может найти на неё управу в суде. Пытается-пытается – а не получается.
Как отметила Татьяна Чорновил, если схема заработает хотя бы на уровне 2007 года, то, чтобы компенсировать потери государства, одному миллиону украинских женщин придётся пойти на пенсию на полгода позже. Впечатляющий итог первого года президентства, не правда ли?
А Юрий Иванющенко? А Игорь Филиппенко?
Ещё на каждого из них по миллиону-женщин-на-пенсию-на-полгода-позже?
В газете «Деловая столица» №5 (507) опубликован замечательный материал под названием «Инвесторам готовят пустышку». Суть его в том, что правительство поделилось со страной инвестиционными планами. Первый вице-премьер Андрей Клюев заверил, что в нынешнем году страна сможет привлечь в экономику не менее 100 миллиардов гривен. Правительство подготовило перечень из 714 проектов на общую сумму более 900 миллиардов гривен, из которых порядка 125 примерно на 200 миллиардов гривен – стратегические. Соответственно, вложения в них не только будут поддерживаться государством, но и реализовываться на основе бюджетного софинансирования.
Как выяснила «Деловая столица», за красивым фасадом скрываются не менее амбициозные планы по выкачке и перераспределению бюджетных средств между власть имущими и приближёнными к ним бизнес-структурами.
Приведу некоторые примеры.
«Автомобильные лоббисты предложили удешевить на 500 миллионов гривен за счёт государственных средств кредит на строительство завода по производству 100 тысяч автомобилей в Запорожье (расширение ЗАЗ, принадлежащего сблизившемуся с Партией регионов Тариэлу Васадзе)».
«5,2 миллиарда гривен будут выделены из бюджета на поддержку целого ряда проектов по расширению производства солнечных панелей, светодиодов, программу реабилитации терриконов путём установки на них солнечных модулей. Притом что в нашей стране солнечная энергия является самой дорогой из всех видов альтернативной энергии. Такой выбор можно объяснить разве что тем, что к проектам в сфере солнечной энергетики через компанию «Activ Solar»имеет непосредственное отношение сам куратор Госинвестиций Андрей Клюев».
Всего, напоминаю, 200 миллиардов гривен. В рамках задуманной президентом Януковичем модернизации.
Что там говорили о дефиците Пенсионного фонда?
Важный этап процесса «очастнивания» государственной (общественной) собственности – это отмена или простое непродление действия моратория на продажу сельскохозяйственных земель.
Проблема тут не в том, что, как пишет «Зеркало недели» №5, «сценарии приватизации украинской земли и преступной приватизации объектов национальной промышленности схожи между собой как две капли воды. Аналогом имущественных сертификатов, с помощью которых были ограблены украинцы во время приватизации промышленности, сегодня служат земельные доли (паи). Действующая система распаивания земли – заранее спланированная возможность её скупки за бесценок антиукраинскими силами».
Проблема тут в том, что, как отмечают в газете «Комментарии» №6 (251), «первичное накопление земельного капитала в нашей стране уже почти окончено, и отмена моратория на продажу земли только закрепит статус-кво. 84% собственников земельных участков сдают свои паи в аренду и лишь 9% обрабатывают их самостоятельно. Госкомстат утверждает, что почти половина договоров аренды заключены на 4-5 лет, треть – на 6-10 и пятая часть – на срок более 10 лет. Договоры аренды на срок от пяти лет обычно предусматривают преимущественное право выкупа земли арендаторами после отмены моратория, то есть минимум половина частных сельскохозяйственных земель уже закреплена за новыми собственниками».
А вторая половина? Или если Украина воспользуется опытом России, в которой с нынешнего года вступил в силу закон, позволяющий отбирать «простаивающие» наделы, и переделит первую половину? (Один из вариантов проекта закона «О рынке земель» предусматривает такую норму).
Ответ: «Если государство окажется самым крупным собственником свободных земель, цены на «свободном» рынке будут устанавливать чиновники, что отчасти даже хуже нынешних схем».
В этом контексте примечателен тот факт, что в минувшем году стало очевидно: президент Янукович у нас надолго.
То есть чиновники успеют «очастнить» землю так, как удалось «очастнить» промышленность при президенте Леониде Кучме.
И украинские или антиукраинские силы при этом получат ресурс – вопрос неправильный. Правильный вопрос: сколько поколений украинцев сменится, прежде чем ещё и несправедливость «очастнивания» земли утонет где-то среди других катастроф в национальном подсознании?
Как написали в журнале «Фокус» №4 (217), «в любом случае страну ждёт аналогичный по масштабам 1990-х годов передел собственности. Просто из-за того, что на коррумпированный рынок будет выставлен невиданный объём государственного ресурса. Со всеми сопутствующими этому возможностями».
Затронули бы тему моратория на продажу сельскохозяйственных земель при другом президенте?
А если ещё вспомнить об «очастнивании» «Укртелекома»?
«Укртелекомом» интересовались многие мощные инвесторы, среди которых «Deutsche Telekom» и «Norway’s Telenor». Но их не допустили к тендеру на том основании, что государственная доля в них составляет более 25%. Вторым условием было запрещение приватизации для компаний, доля которых на украинском рынке превышает 25%. Один из экспертов в интервью «The Financial Times» сказал: «Администрация Януковича заявляла о планах провести конкурентную и прозрачную приватизацию, которая способствовала бы привлечению максимальных средств в казну и показала бы Украину инвесторам, но эта продажа не продемонстрировала этого... Мы и в дальнейшем видим тендеры, которые открыты для нескольких избранных».
Ну, теперь-то вы видите, что президент Янукович в минувшем году работал хорошо. Даже очень хорошо.
«Очастнивание» государственной (общественной) собственности идёт быстро и успешно даже по тем направлениям, которые были «не по зубам» президенту Кучме.
Естественно, этот процесс приводит к убыткам для общества посредством роста цен, направления общих средств в индивидуальные карманы. Но… когда это в Украине дела шли иначе?
Логика украинской государственности такова, что эффективный президент – это президент, который невыгоден обществу. Собственно, минувший год отлично продемонстрировал этот факт.
Таким образом, когда подводятся итоги работы главы государства такого, как Украина, не следует делать вид, что у нас есть тут некий самоценный политический процесс, либо что мы являемся частью некоего международного процесса, и в этом контексте анализировать результаты за тот или иной период.
Политическое и международное положение Украины – это фиговые листочки, прикрывающие срамоту процесса «очастнивания» государственной (общественной) собственности. А также сопутствующего процесса «отправки» общих средств в индивидуальные карманы. Хорошо президент Янукович «очастнивал»? Превосходно! Хорошо способствовал «отправке»? Ну, раньше было не так масштабно, если учесть, что это всего лишь один год.
Справедливости ради следует отметить, что в минувшем году наверняка имело место и усиление бюджетной и фискальной дисциплины, о которой говорит премьер-министр Азаров. Также были повышены выплаты при рождении детей. Также наблюдаются некоторые успехи в процессе отмены виз для граждан Украины в ЕС.
Однако проблема с таким итогами минувшего года заключается в том, что их нельзя считать хорошим результатом – это просто нормально. Ну, например, как если бы какой-нибудь алкоголик в минувшем году не стал пропивать зарплату, а содержал на неё своих детей и, таким образом, начал восстанавливать хорошую репутацию в глазах соседей.