ПРОДЛОЛЖЕНИЕ.
«Если все такие честные и пинают на Ющенко, пусть лучше признаются в том, в чем виноваты они»
Почему вы Тимошенко не называете лидером оппозиции?
Потому, что Тимошенко - отдельный политический проект. Потому что история и нынешняя деятельность этого проекта направлена против «Нашей Украины». В формах, весьма агрессивных, надо сказать.
Можем ли мы сотрудничать с БЮТ? В конкретных делах – да, конечно. Но признавать в Тимошенко единого лидера оппозиции, после всех этих историй с газом, с ЕЭСУ…
Говорил уже: политическая коррупция – одна из главных причин неудач нынешней оппозиции. Так, вот, именно теневая экономика уничтожила малый и средний бизнес. Игроки теневого сектора не платят налоги, не имеют никаких социальных обязательств. И если ваша политическая сила рождена была из этой тени, вы никогда ничего лучше не предложите, чем возобновление коррупционных схем, но – исключительно для своих, своей, извините, банды.
Кто крышевал газовый бизнес, так это Виктор Андреевич.
Это не так. И я заявляю это ответственно – как бывший руководитель СБУ.
Мы живем в прозрачном мире: денежный перевод на сто миллионов долларов, допустим, вы так просто ни в одни банк мира не переведете. Если попытаетесь – это вскроется, придется отвечать.
Так, о чем мы говорим? Неужели вы верите байкам о «Петрогазе»?
Не в «Петрогазе» дело.
Все это – вранье. Причем известно, чьего авторства. И со стороны ПР, и со стороны БЮТ – в бытность Тимошенко премьером.
Поверьте, если бы Ющенко крышевал, как вы выражаетесь, газовые вопросы – у него бы сейчас жизнь была б совсем другой. Праздновал бы дни рождения в Монако – как второй Президент, допустим… Но ничего такого нет. И это – еще одно подтверждение правдивости моих слов.
Не секрет: Ющенко считал большим злом для Украины Тимошенко, чем Януковича. Посему, в происходящем сейчас, вина Виктора Андреевича немаленькая.
Если все такие честные и пинают на Ющенко, пусть лучше признаются в том, в чем виноваты они. Кто руководил правительством, кто руководил министерствами, кто отвечал за бюджет? Главное: в действительности все эти годы ПР имела прочные позиции во власти. Вспомните: парламентские комитеты, многочисленное представительство в местных органах власти.
Все началось с Универсала.
Нет, все началось еще даже до революции. Повторяю, в парламенте и на местах ПР всегда имела прочные позиции. Согласен: в 2005-2006 году власть подорвала доверие к себе. Но, на 50% это – «заслуга» тех, кто стоял у руля в ВР и на местах.
«Нельзя задерживать человека, когда он выходит прогуляться с собакой! На что это рассчитано?!»
Многие революционные лозунги тоже не были выполнены. «Бандитам – тюрьмы», например. И это, кстати, вопрос к СБУ.
Политические репрессии – дикость, абсолютно недопустимая в правовом государстве. Если руководитель МВД, скажем, преследует кого-либо по политическим мотивам, это – правонарушение еще большее, чем то, что преследуемому пытаются инкриминировать.
Сказали б вы это Луценко в 2005-м, может, не было бы дел Колесникова, Кушнарева, Тихонова.
Сегодня нужно сделать все для того, чтоб Юрий Луценко вышел на свободу. Его дело абсолютно сфабриковано, это понятно.
К нему есть какие-то вопросы? Хорошо, устройте публичный процесс. Но нельзя задерживать человека, когда он выходит прогуляться с собакой! На что это рассчитано? На запугивание граждан?
Спросите Хорошковского.
Полномочия СБУ таковы, что без МВД и ГПУ она не многое может. Поэтому я обращаюсь, преимущественно, к руководству МВД. Нельзя рассматривать людей, как пушечное мясо. Не должна милиция с дубинками стоять против студентов на мирных демонстрациях. Штат сотрудников органов за год не увеличился. И если милиционеры стоят с дубинками на митингах, это значит – для задержания преступников, для пресечения реальных преступлений сотрудников уже не хватает. Их с одного участка на другой перебросили, вот и все.
Вы говорили, политики не должны «совать нос» в Макеевку.
Безусловно!
А не кажутся ли вам уместными параллели между событиями в Макеевке и взрывами на Каширском шоссе в Москве, режиссированными, как принято считать, российскими спецслужбами?
Если допускать такие аналогии, это значит, что нынешней власти остались считанные дни. Основная миссия СБУ – противостоять терроризму; вообще исключить нашу страну из поля зрения каких-либо террористов! То есть – работать на упреждение. Силовики должны защищать людей, а не работать против них. Позвольте, если официальные чины говорят, что в Макеевке на шахтах взрывчатку может купить любой, то грош им всем цена, как профессионалам, им всех немедленно нужно уволить!
Еще раз: главное – упреждение. В том числе – рутинная проверка дворов, мусорников, подворотен, патрулирование улиц. Конечно, если в этот момент милиционер стоит на митинге – с дубинкой против студента, ему некогда этим заниматься.
Общество не должно жить в страхе. Это НКВД так работало. Раз подобные вещи происходят – надо ставить вопрос о смене руководства МВД. По которому, опять таки, оппозиция должна занять консолидированную позицию. Я обсуждал эту тему с Володей Арьевым, но внятного ответа, мол, да, мы начинаем действовать, не получил.
Как именно действовать?
Ставить вопрос в парламенте.
Толку? Все равно 226 не наберете. Да, и прошло то время, когда депутаты могли снять министра.
Но так люди будут видеть: у нас есть позиция, принципы, мы их четко придерживаемся.
«Вернемся к власти и все встанет на свои места»
Вы довольно долго проработали в СБУ с Хорошковским. На ваш взгляд, он сильно изменился, став главой ведомства? Вы, вот, проводили курс на «деКГБизацию» СБУ, а при нем Владимирская стремительно демонизировалась.
Как профессионал, я не комментирую действия ни предшественников, ни сменщиков. Такой у меня принцип.
Если же говорить в общем… Мы познакомились с Валерием, когда он возглавлял таможню. Тогда для меня крайне важно было найти союзника в борьбе с контрабандой. Начали общаться, обсуждать проблематику – от этого молодого руководителя я услышал то, что полностью соответствовало и моему подходу. Знаете, как действительно эффективно бороться с той же контрабандой? Не силовиков привлекать, а вводить максимально прозрачные правила. Такие, чтоб правонарушение просто утрачивало всякий смысл. Тогда как чрезмерное присутствие силовиков часто даже вредит. Не секрет: к сожалению, некоторые из них незаконные операции «крышуют»…
Что я тогда сделал? Отозвал 70% сотрудников СБУ, занимавшихся вопросами контрабанды. То есть – пошел, де-факто, против собственного коллектива. Жесткая мера, но необходимая. Мы предприняли еще ряд действий и поток контрабанды действительно ощутимо сократился.
Контакт руководства СБУ с руководством таможни при этом довольно тесным.
Поскольку опыт сотрудничества с Хорошковским у меня был успешным, когда встал вопрос о переходе его в СБУ, соответствующее предложение Президента я поддержал.
Что же случилось с таким замечательным человеком, почему так изменился?
Вопрос к самому Валерию Ивановичу. Я же отмечу следующее: в работе СБУ есть два неоспоримых приоритета. Первый – защищать граждан. Защищать, а не преследовать. И неважно, какая у граждан фамилия – Макаренко ли, Диденко ли. Вторая – отражать угрозы безопасности страны. То есть, противодействовать шпионажу, сепаратизму… И еще – гуманитарная миссия. Людям должны быть открыты доступы архивы, должна быть возможность узнать правду о репрессированных родственниках.
Тем не менее, нынче СБУ занимается качественно иными вещами. Бытует мнение: дело не в системе – в человеке. Мол, уберите Хорошковского и система развалится сама по себе. Согласны?
Действительно, многое зависит от человека. И от руководителя СБУ, и от главы государства, который его назначает. У меня, как вы помните, была другая ситуация: волею парламента, долго находился в статусе «и.о.».
Вместе с тем, многое зависит и от законодательных норм, являющихся базисом работы. Давно говорю: следственные функции у СБУ необходимо изъять. Это, простите, «совок». Когда КГБ было карательным органом, тогда, конечно, такие функции требовались, но теперь…
Всерьез надеетесь на либерализацию силовых структур при этой власти?
Я не говорю, что это будет сделано при этой власти. Я говорю: мы вернемся к власти и все встанет на свои места. Кстати, соответствующий законопроект я внес еще в бытность главой СБУ. В документе речь шла не только о изъятии у СБУ следственных полномочий, сужении возможностей применения репрессивного аппарата против граждан, но и о «демилитаризации» ведомства, повышении социального статуса сотрудников и т.д. Подобные изменения необходимо фиксировать именно на законодательном уровне.
«Большинство лиц, зашедших сейчас в политику, скоро будут забыты»
22 числа, в день Соборности, вы были замечены на Софиевской площади…
Да, партия решила принимать участие во всех массовых акциях подобного рода. Это – тоже шаг к объединительным процессам. Собственного «майдана» мы не заказывали, тем более - не приплачивали.
В отличие от Яценюка. За спиной которого сегодня стоят Порошенко, Мартыненко. Те, кто привел к власти Ющенко.
Ющенко привели к власти люди. Это – единственная правда.
Не буду с вами спорить. Однако, ключевую роль в глобальной смене конфигурации власти всегда играют недовольные элиты. В том числе – бизнес-элиты.
Прежде всего, должна быть программа действий. Партиям общество давно не доверяет. А бизнес-элиты не являются, во-первых, устойчивыми объединениями; во-вторых, не имеют программ и, следовательно, их не выполняют. Если нашу альтернативную программу поддержат люди – будет и политикума поддержка, и элит.
В любом случае, те, кто поддержал Ющенко, сейчас поддерживают Яценюка. Разглядеть попытку реализации проекта «Ющенко-2» несложно.
Если честно, нам неинтересны такие проекты и такие подходы. Это все - вчерашний день. Если в дне сегодняшнем повторять вчерашний – провал неминуем. Если вас интересует не общее дело, а ваш номер в списке – вы обречены. Особенно, если мы говорим об оппозиции, о раскольниках. Вот увидите: большинство лиц, зашедших сейчас в политику, скоро будут забыты.
В нынешней оппозиции есть ли персонажи, с которыми вы не станете кооперироваться никогда?
В оппозиции – нет. С ПР, с коммунистами – не стану.
Кстати, вам предлагали какие-то должности в этой власти?
Нет.
По логике, на роль «второго Ющенко» больше подходите вы, нежели Яценюк. Но консолидация почему-то началась вокруг его персоны. Признайтесь честно, ревнуете?
У нас абсолютно разная логика действий. Так, у меня отсутствует болезненное желание создать собственный политпроект. Нет желания стать миллиардером, миллионером.
Ну, вы – правопреемник Ющенко в «Нашей Украине».
У Ющенко нельзя отнять то, что ему и так принадлежит. Он навсегда войдет в историю третьим президентом, основателем и главным руководителем «Нашей Украины». Сегодня у нас в политсиле, в команде, вопрос чьего-то первенства, верховенства вообще не стоит. Все работают с друг-другом наравне, дают результат. Если рассуждать с точки зрения: «я - вождь, я - правопреемник», это точно не к Валентину.
У вас может быть неплохое политическое будущее. И оно, вне сомнений, могло бы быть еще более успешным, если б вы не ассоциировались с провальным брендом «НУ». Зачем вы добровольно на себя этот крест взвалили?
Я понимал, в каком состоянии партия, когда пришел сюда. Еще более очевидными все нюансы стали после пяти месяцев работы. «Отцы-основатели» НУ проделали отличную работу – идеологическую, программную. Моя и новой команды задача - навести порядок в партии, предпринимать конкретные действия для более эффективной реализации нашей программы.
В компанию к Яценюку вас приглашали? Вы вели переговоры с ним, с «любими друзями»?
С Мартыненко, Жванией переговоров не было. Со Славой Кириленко, с Народной самообороной, многими другими – были. Причем не только с политическими силами. Объединения бизнесменов, студенчества, профессиональные союзы, с этой точки зрения, даже более важны. Житомирская ассоциация малого и среднего бизнеса точно важнее для нас, чем трата времени на разговоры с каким-то мелким политпроектом и его лидером. За этим будущее.
Будущий пул инвесторов оппозиции формируется сейчас в Лукьяновском СИЗО. Согласны?
На сто процентов. Но, раз уж заговорили о финансировании. Что касается нашей партии, я против привлечения любых средств, которые могли бы быть сомнительными.
Я о том, что Луценко, как считают многие, получает свой бумеранг обратно.
Это – логика пещерной мести. Она была ненормальной в 2005-м, но уж тем более ненормальна в 2011-м. За пять лет следовало поумнеть!
…В 2007-м, когда я пришел в СБУ, ни о каких политических преследованиях не было речи. Одинаково охранялись представители власти, лидеры оппозиции. Если к нам обращались нардепы от Тимошенко или от Януковича – просили, по каким-то причинам, принять усиленные меры безопасности, мы это делали, но никогда не заявляли об этом с трибун! Никогда! Для меня немыслимо, когда глава МВД в парламенте прогнозирует кровопролитие. Немыслимо, когда соратники Президента предупреждают во всеуслышание: Виктор Федорович, вашему кортежу лучше изменить маршрут, что-то неспокойно. Немыслимо запугивание граждан с экрана.
Почему так происходит?
Это вопрос к президенту, он назначил силовиков, которые угрозы должны снимать, а не ретранслировать. Однозначно: при нас такого не было. Если опасность возникала – реальная или мнимая, мы реагировали незамедлительно. Но никто, кроме нас, об этом не знал.