ГлавнаяЭкономикаБізнес
Спецтема
Коррупция - СТОП!

Первый пошел: кому выгодно «раскулачивание» Сергея Таруты

Штурм здания на центральной киевской улице Ярославов Вал, 3, произошедший 2 февраля, породил сенсационные предположения – началась острая фаза передела собственности крупного бизнеса.

Владельцем здания называют Сергея Таруту – одного из членов топового пула украинских олигархов, владельца 49,99% акций корпорации ИСД – «Индустриальный Союз Донбасса». С учетом того, что Таруте 1 февраля была сделана операция в Германии, версия о заговоре против видного представителя большого бизнеса выглядит весьма вероятной.

Российский след?

Однозначных доказательств того, что показательная акция захвата здания направлена против Сергея Таруты, нет. Официально произошло восстановление справедливости согласно решению суда. По словам судебных исполнителей, которым «добры молодцы» из частного охранного предприятия помогали войти в задние, силовой захват был произведен с целью освободить указанное помещение для компании с иностранным капиталом Inmedco Limited (Великобритания). Она заключила договор субаренды этого здания еще в 2000 году, но до сих пор не могла в него вселиться – мешала якобы находящаяся там компания «Международный туристский сервис». Находился ли там «Туристский сервис» – неведомо, но вот то, что в 2006 году там обитал Сергей Тарута, принимая у себя журналистов – это правда. И с тех пор здание с «итальянским двориком» возле него упорно связывают с владельцем ИСД.

Inmedco Limited оказалась оффшором. Как гласит справка британского регистратора, директором Inmedco значится некий Морис Уолтерс, одновременно являющийся менеджером компании Société Générale Private Banking - группы Société Générale, занимающейся управлением средств анонимных клиентов. У Inmedco двое учредителей - Lamdota Limited и Zetland International Trust Company. Сведений о первой обнаружить не удалось. Вторая зарегистрирована в маленькой латиноамериканской стране Белиз – одном из оффшорных раев западного полушария, наряду с Каймановыми островами и островами Теркс и Кайкос.

Журналисты также выяснили, что представителем Inmedco является украинский юрист Игорь Дармограй, выступавший от ее имени в Хозяйственном суде Киева. Ранее этот юрист на одном из процессов в Лондоне представлял интересы Промивестбанка. После смены собственников Промивестбанка 93,84% его акций банка владеет российский Внешэкономбанк. Этот же банк финансировал сделку по покупке контрольного пакета акций ИСД, состоявшуюся в самом конце 2009 года. Тогда покупателем назывался Александр Катунин, один из учредителей российской «Евраз групп», а также некие неназванные «российские инвесторы». До сих пор достоверные покупатели ИСД публично не проявлялись. Зато участие Внешэкономбанка, главой набсовета которого является ни кто иной, как Владимир Путин, в обеих покупках несомненна. К слову, ВЭБ финансировал и покупку «Запорожстали» некой группой российских инвесторов, тоже предпочитающих себя не афишировать.

Получается, что крупнейшие приобретения российского бизнеса в Украине за последние два года в той или иной мере связаны с ВЭБ и Путиным. Однако это не приводит к однозначному ответу на вопрос о том, кому была нужна показательная, на публику и камеру, стрельба в центре Киева в классическом стиле рейдерского захвата. Если россиянам, то возникает предположение о том, что на Таруту давят, принуждая выйти из акционеров ИСД. И тогда случившееся 2 февраля – намек ему.

Возвращение блудного менеджера

Одновременно заслуживает внимания и другая версия. За Inmedco может стоять некогда известный в Украине бизнесмен Сергей Фареник. В свое время он был известен как председатель правления СК «УкрАзияСтрой», в строительных проектах которой Inmedco принимало участие. «УкрАзияСтрой» фигурировало в скандале вокруг «Днепровских башен», которые строят недостроенными на левом берегу (в начале Троещины) уже более 10 лет. Ранее, в начале 2000-х компания связалась с Туркменистаном, намереваясь строить там железнодорожный мост через Амударью на сумму почти 160 млн грн, но из заявленных наполеоновских проектов ничего не вышло. «УкрАзияСтрой» и ИСД Таруты и Гайдука в начале 2000-х были связаны. Одним из учредителей «УкрАзияСтроя» был «Азовмаш», принадлежавший 10 лет назад ИСД. В 2002 году компания Фареника выступила инициатором создания корпорации «Украинская индустрия», в соучредителях которой также числился ИСД. Была и газовая история: в 2002-2004 годах у государства якобы были закуплены миллионы тонн газа по заниженной стоимости, в результате чего вроде бы был нанесен ущерб в 60 млн грн. Против Фареника после оранжевой революции было возбуждено дело, но он уехал в Москву, где, после смены нескольких должностей, ныне преподает в Московском государственном институте международных отношений при МИД РФ.

С тех пор утекло много воды, но для нынешней власти многие события, происходившие до 2004 года, не забыты. Если через Фареника Таруте дают понять, что ему пора еще чем-то поделиться, то единственный вопрос, который можно задавать – а зачем такая сложная схема? Разве без беглого главы «УкрАзияСтроя» нельзя обойтись? Не слишком ли многоходовая комбинация выходит, истинные цели которой остаются неясны: то ли готовится устранение Таруты, то ли возвращение Фареника, то ли и то и другое вместе, да еще и общественный резонанс впридачу кому-то нужен…

Месть донецких

Третья версия разборок в центре столицы – самая простая. Согласно ей, это власть мстит Таруте за поддержку Тимошенко. А так как сажать его в тюрьму никто не собирается (и вообще никого из олигархов), то намекаю, мол, не пора бы уехать из Украины. Тем более и здоровье, у вас, Сергей Алексеевич, пошаливает… А орудием возмездия избрана обыкновенная разборка между двумя таинственными компаниями, одна из которых – оффшор, а вторая может быть лишь формальным арендатором миллиардерской резиденции. Вроде бы и преследованием этот спор арендаторов счесть нельзя, но все сделано так, дабы намек был понятен.

Ахметов открывает забрало

Наконец, четвертая версия: офис атаковали в силу неких разборок между Тарутой и Ахметовым. Снова-таки, взаимоотношения двух олигархов сложны. В 1999-2002 годах ИСД плотно сотрудничал с компанией «АРС», связанной с Ахметовым. В 2002 году Ахметов начал строить собственный бизнес на основе компании СКМ, так же входившей в «донецкое созвездие». Началась дележка бизнеса, в которой Ахметов, ведший дело более последовательно, выиграл. О реальном влиянии Ахметова на деятельность «старого» ИСД существует много версий, и суть взаимоотношений его как с Гайдуком, так и с Тарутой, не вполне ясна. Но зато точно известно, что в прошлом году в пользу ахметовского «Метинвеста» с предприятий, входящих ныне в ИСД, было решено взыскать 690 млн грн за поставленное ранее железорудное сырье. Все жалобы на этот счет – а их было 7 – Высший Хозяйственный суд отклонил.

Однако в прошлом году ИСД уже не контролировался Тарутой. За ним стояли неведомые россияне и Внешэкономбанк. Ахметов свое получил, но не решил ли он теперь стать владельцем того пакета акций (или существенной части этого пакета), которым ныне владеют Тарута и его партнер Олег Мкртчан? Возможно, им оставят некую долю акций, а если Ахметов решил перебрать на себя участие в управлении Алчевским и Днепровским меткомбинатами, а также знаменитой польской Гутой Ченстоховой? Тем более, что против концентрации металлургии в руках своего былого покровителя, президент, похоже не возражает. Ведь Фирташ в металлургию не лезет, так что эта отрасль отдана на откуп Ринату Леонидовичу. Да и устранение Таруты с поля олигархического боя всегда можно подать Януковичу как наказание за симпатии к Тимошенко.

Ахметов хочет играть с россиянами напрямую. Понимая их растущее влияние в Украине, и уже получив «щелчок по носу» при попытке купить «Запорожсталь», он отлично видит, какую силу и какую угрозу представляет российский бизнес, и конкретно – связанные с Путиным структуры в той же металлургии. Не ждать, пока россияне начнут подбираться к бизнесу самого Ахметова – по собственным ли амбициям, или при некой поддержке Януковича, а выйти к ним с открытым забралом и деловыми (и не только) предложениями – такова может быть цель Рината Леонидовича.

А если все-таки слухи об Абрамовиче, стоящим за неизвестными совладельцами нынешнего ИСД, верны, то Ахметов получает еще один бесценный контакт. Две «первые буквы алфавита» (в прямом и переносном смысле), самые богатые люди своих стран могут начать прямой диалог друг с другом.

Заговор мастодонтов

Зачем им это? А затем, что Янукович сейчас одинаково раздражает и Ахметова, и Путина (а Абрамович в России пребывает в положении, чем-то похожем на статус Ахметова в Украине – он больше не самый главный олигарх страны). Наш глава державы опирается в отношениях с политэлитой России на Медведева и его группу, а также на Патриарха Кирилла, более связанного с Медведевым, нежели с Путиным. Путин до сих пор не может простить себе ставку на Тимошенко. Полковники спецслужб ошибаются, максимум, один раз, а у него это уже вторая украинская ошибка: в 2004-м он «проиграл» Януковича так же, как и Тимошенко в 2010-м. Теперь ему нужно одержать двойную победу – снова стать президентом России, и получить влияние на Януковича. Последний, впрочем, может и сам пойти на попятную в вопросе сдачи газо-транспортной системы и прочих экономических активов, если Путин вернется к власти в 2012-м. Но все-таки для Путина Виктор Федорович – партнер ненадежный. Он уже два раза не оправдал путинских надежд. Как и надежд Ахметова. Так что Ринат Леонидович и Владимир Владимирович вполне могут начать диалог друг с другом. Вначале – в рамках бизнеса, дабы доказать обоюдную полезность. А там дело может дойти и до политических проектов…

Вот такие комбинации могут стоять за потешной, в стиле «крутых 90-х», перестрелкой во дворе дома № 3 по древней улице Ярославов Вал в стольном граде Киеве. Что-то действительно началось. То ли президент добрался до большого бизнеса, то ли россияне обнаглели, то ли олигарх задумал хитрую комбинацию. Сериал начинается, ждите следующих серий.

Справка:

ИСД основана в 1995 году. Является интегрированной холдинговой компанией, владеющей пакетами акций предприятий горнометаллургического комплекса. В состав корпорации входят Алчевский металлургический комбинат, Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского, меткомбинат Dunaferr (Венгрия) и ISD - Huta Czestochowa (Польша).

Павел Серов, специально для kontrakty.ua

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram